ПОЛОВАЯ СПЕЦИФИКА АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА


Н.Г.  Живаев,
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова


Работа подготовлена при поддержке гранта РГНФ «08-06-00775а

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ПОЛОВАЯ СПЕЦИФИКА АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА

Данный доклад посвящен освещению результатов комплексного исследования вузовской адаптации, проводимой в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Вузовская адаптация в ее проявлениях: дидактическая, профессиональная (по некоторым авторам - предпрофессиональная) и социальная – предмет давних обсуждений в психологии и педагогике. Много усилий посвящено изучению данного вопроса относительно сферы обучения студентов (гуманитарная, техническая, медицинская), национальной принадлежности студентов и иных параметров.

В данной работе мы остановимся на вопросе половой специфики студентов. Актуальность данного вопроса связана с тем, что существуют факультеты, на которых преимущественно обучаются представители какого-то одного пола. Так, классически «женскими» факультетами являются: биологические, психологические, медицинские и некоторые другие. «Мужскими» факультетами являются соответствующие структуры технических вузов, физические и математические факультета классических университетов.

Когда мы ставим вопрос о необходимости комплексного подхода за мониторингом вузовской адаптации студентов, коррекции отклонений, прогнозе девиаций и иных задачах психологической службы вуза, мы не можем, тем самым, определить унифицированный подход, не зная существующих различий и сходств в процессе адаптации студентов и студенток.

Наше исследование было проведено на студентах первого курса факультетов биологии и экологии (n=41), психологии (n=65) и юридическом факультете (n=62) Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, а также химико-технологического факультета Ярославского политехнического университета (n=47). В качестве методик использовались:

1. Опросник на диагностику социально-психологической адаптации (Роджерс К., Даймонд Р. В адаптации Снегиревой Т.В). Методика предназначена для диагностики приспособленности человека к условиям взаимодействия с окружающими его людьми.
2. ОСАДА. Методика для оценки состояния адаптированности личности.
3. Опросник терминальных ценностей (Сенин И.Г.). Методика предназначена для диагностики основных (терминальных) стремлений и жизненных ориентаций личности.

Наша цель заключалась в определении половой специфика адаптированности студентов. Это, в свою очередь, требовало решения следующих задач:
1. Установление различий между юношами и девушками по параметрам адаптированности.
2. Выявление базовых качеств в группах юношей и девушек и сравнение структур, полученных на основе используемых шкал методик.
Исследование показало, что между юношами и девушками существуют немногочисленные значимые различия. Так, установлено, что склонность к доминированию более свойственна юношам – в 4 раза по сравнению с девушками (p<0.01). Для них же характерна большая удовлетворенность собой (p<0.01) и более высокий уровень общей адаптированности (p<0.05). Таким образом, проводя работу со студентами по адаптации к вузу, в первую очередь стоит уделять вниманию женскому контингенту. Кроме того, можно сделать вывод, что такая деятельность на типично женских факультетах должна вестись в первую очередь. Такими факультетами, например, в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова являются факультеты психологии и биологии и экологии.

Данный вывод подтверждается и результатами структурного анализа. В частности, мы установили, что базовыми компонентами структур адаптированности у юношей является общая адаптированность (значимо большая, чем у девушек, w=80), ценность собственного престижа, стремление к достижениям и повышению уровня своей образованности, высокое стремление к доминированию (см. табл.2.). Для девушек базовыми качествами являются низкое стремление ухода от проблем, ожидание внутреннего контроля, удовлетворенность общением, деятельностью и ситуацией.

Таким образом, мы можем судить о различиях между юношами и девушками студентами по параметрам адаптированности и на базе этого, а также базовых качеств судить о половых особенностях самого процесса адаптации к вузовским условиям представителей разного пола.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ПОЛОВАЯ СПЕЦИФИКА АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА