ПСИХОМЕТРИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОЦЕССОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Живаев Н.Г.
( Ярославль)
Полная версия доклада: ПСИХОМЕТРИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОЦЕССОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Эффективность научного исследования и практической разработки в психологии во многом опирается на математический аппарат, использованный (или используемый) в ходе работы. Без знания психометрических правил современный специалист (не только исследователь, но и практик) не может корректно применять разнообразные измерительные методы в психологии. Низкая надежность единичных измерительных проб в психологии (наличие высокого уровня случайных колебаний измеряемого свойства и помех) обусловила объективную необходимость многократного повторения измерительных проб и статистического анализа повторяющихся наблюдений, то есть возникло тесное объединение психометрики с прикладной математической статистикой. Психометрика — совокупность теоретико-математических моделей и процедурно-методических правил организации сбора и обработки эмпирических данных, позволяющих выразить психические свойства и параметры психических процессов в числовой или квазичисловой (ранговой, категориальной) форме.
Вузовская адаптация – психологический процесс, к которому в полной мере применим системный подход. Как процесс, адаптация может описываться расширенным математическим аппаратом с применением таких процедур как дифференциальное исчисление, моделирование, прогнозирование и более подробная статистика. Использование расширенного математического аппарата позволяет совершенствовать практические разработки и решать проблемы на качественно ином уровне. Одновременно с учетом большого числа объективных факторов: академическая успеваемость, успеваемость по специальным дисциплинам, социально-демографические данные (пол, возраст, курс, уровень подготовки – бакалавриат, магистратура, специалитет; семейное положение, группа здоровья, статус, форма довузовской подготовки, трудоустройство и др.), сверхнормативная активность (участие в научной, общественной и других сферах жизни университета и факультета) – это позволяет шире подойти к вопросу адаптации студента в вузе.
Важность данной проблемы определяется вхождением РФ в Болонское пространство и необходимостью создания систем сопровождения и мониторинга студентов. Прежде всего, мониторинга процесса дидактической, социальной и профессиональной адаптации, а также формирования социальных и профессиональных компетенций. Такой подход позволит формировать комплекс мер для упреждения отклонений, их коррекции и подготовке студентов на качественно более высоком уровне.
Для решения таких задач необходим математический аппарат, опирающийся не на классические подходы, а на современные течения в области математической психологии. Рассмотрим 3 направления использования математического аппарата в работе с психологической адаптацией: использование дополнительных методов статистики, использование новейших математических инструментов, использование экспертных компьютеризированных систем.
Дополнительные методы статистики – инструменты математического анализа, необходимые для качественно и количественно подробного анализа процесса адаптации с целью получения максимального числа информации. Классически в инструментарий математической статистики в психологии входят вычисление достоверности различий, расчет коэффициентов корреляции и факторный анализ. Для полноразмерной статистики необходимо применение как дополнительных к указанным близких процедур: критерии F-Фишера, Фридмана, Пейджа, Макнамары, Т-Вилкоксона, Н-Крускала-Уоллиса, хи-квадрат или S-Джонкира; коэффициент ɸ, Ʈ-Кендала, биссериальный коэффициент, коэффициент детерминации или корреляционное отношение ɳ Пирсона – так и набор менее распространенных методов:
1. Системный анализ, определение структурных весов, установление базовых качеств, расчет индексов когерентности, дивергентности и организованности структуры.
2. Кластерный анализ.
3. Регрессионный анализ (линейный).
4. Использование таблиц и графиков сопряженности.
5. Дисперсионный анализ ANOVA.
Рассматривая процесс адаптации как самоорганизующийся процесс, а саму адаптацию как нелинейную психологическую систему, в математическом аппарате исследования данного явления и процесса представляется целесообразным использовать современные математические инструменты, развитые в методологии постнеклассической науки:
1. Описание нелинейных систем системами дифференциальных уравнений.
2. Использование теории графов и производных для решения уравнений первого, второго и третьего порядков.
3. Математическое моделирование. Прежде всего, структурное моделирование или моделирование структурными уравнениями. Оно позволяет проследить причинно-следственные связи между процессами, протекающими в системе.
4. Алгебраические матричные уравнения.
5. Нейронные сети.
Ясно, что обогащение математического аппарата в психологии, сопровождающееся усложнением вычислений и получение интерпретаций. Поэтому требуется третий элемент подхода - компьютеризации математических процедур. Последнее объясняется малым периодом жизни психологической математической модели, ее подвижностью и динамикой. Автоматизация дает возможность к быстрому расчету необходимых процедур и получению интерпретаций в режиме реального времени. Чтобы повысить эффективность вычислений, сделать их понятными в соответствии с типами данных и задачами исследования, требуется объединение автоматизированных механизмов расчета и данных по психологическим обследованиям и испытуемым в одну систему. Такое объединения позволяет понимать какой метод нужно использовать для выбранной задачи и быстро применить его для выбранной выборки и обследований. Такие системы называются экспертными. Экспертные системы объединяют в себе базы данных по испытуемым – студентам вуза, хранят информацию по обследованиям, методам диагностики и позволяют с данной информацией проводить необходимые математические процедуры, проводить операции с выборкой, насчитывающей тысячи человек.
Для построения системы мониторинга современного вуза требуется также автоматизация интерпретации результатов, вынесения рекомендаций, составление групп риска в режиме реального времени и объединение с базой деканата.
Описанная структура психометрики и применением информационных технологий является примером сетевых процедур исследований – так как появляется возможность создания нескольких географически разделенных узлов вноса данных и единый центр ее переработки.
Описанная методология позволяет эффективно строить систему мониторинга в вузе для управление процессом адаптации студентов в вузе и развития их компетенций.
Полная версия доклада: ПСИХОМЕТРИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОЦЕССОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ