КОНФРОНТАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ


Живаев Н.Г.,
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова,
Ярославль

Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-06-00775а

Полная версия доклада: КОНФРОНТАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

Адаптация студента в вузе – один из актуальных вопросов психологической науки и практики. В отечественной психологической литературе адаптация рассматривается как многоуровневый, динамичный процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, связанные с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые социальные роли. Понятие адаптации обосновано в работах Д.А. Андреевой, Н.Э. Касаткиной, И.А. Милославовой, П.А. Просецкого, Л.В. Рувинского, Е.Л. Рудневой, В.А. Сластенина, Г.Г. Солодовой, Т.М. Чурековой; его структура - К.И. Бодровой, В.И. Викторовой, О.К. Сантросян и др.; динамика процесса адаптации - Н.А. Березовина, Ю.С. Колесникова, В.П. Кондратовой, Б.С. Рубина, Г. Т. Хрлопян; ее критерии - Л.Г. Егоровой, З.А. Оруджаева, Л.С. Шубиной и др. Изучение профессионального становления специалиста в вузе, адаптации и дезадаптации привлекло внимание многих авторов, найдя отражение в работах Амбумовой А.Г., Антоняна Ю.М., Бовина Б.Г., Богомоловой С.Н., Бойко И.Б., Вагенас Э., Васильева А.В., Виноградова М.В., Голубева В.П., Голумба Ц.А., Дубинина Н.П., Еникеева М.И., Завражина С.А., Ковалева П.А., Колчиной Л.П., Левитова Н.Д., Матюхиной Э.В., Михайловой О.Ю., Павлова Г.Н., Пирожкова В.Ф., Ратинова А.Р., Румянцевой Т.Г., Семенюк Л.М., Ситковской О.Д., Харченко А.И., Черниковой О.А., Шерешевского А.М., Эминова В.Е. и др.

Классически, выделяются три стороны адаптации студентов:
         - профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
- социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
- дидактическую адаптацию – приспособление к условиям обучения, выработка умений работы с текстами, умение работать с преподавателем и др.

Исследование факторов адаптационных процессов является одним из направлений изучения адаптации в целом. При этом в качестве факторов рассматриваются разные явления и факты: тип, этап и уровень образования (Х.А. Абдукаримов, Л.Ф. Бенедиктова, М.М. Ковалева, Н.Э. Касаткина, Л.А. Молодцова, Б.П. Невзоров, Е.Л. Руднева, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистяковой, Т.М. Чурекова); формирование установки на активное включение студента в новые условия (В.Т. Хорошко, В.В. Лагерева); факторы успешной адаптации (Е.Ф.Изотова, В.Н.Натаров, И.В.Ширяева).

В качестве одного из факторов (точнее, их группы) адаптации студента в вузе мы рассматриваем стратегии копингового поведения (копинг). Копинг — это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [6, 1984, p.141; 8]. Личность студента и среда вуза образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Однако копинг-стратегии поведения формируются на стадии оногенеза личности, предшествующей возрасту обучения в вузе и к этому моменту являются сформированными. Поэтому можно говорить, что стратегии копинга влияют на адаптацию в гораздо большей мере, чем наоборот. [1]; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [1, стр. 71].

Копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными (Skinner, в сб.:, Koplik, 1992, Vitaliano, 1990) [3; 4; 7].

Одной из непродуктивных стратегий копинг-поведения считается стратегия конфронтативного копинга, которая заключается в совершении агрессивных усилий по изменению ситуации, что предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску [5; 6].
Применительно к адаптации студентов в вузе это означает, что студенты, для которых наиболее предпочтительным инструментов в совладании с трудностями является конфронтация, склонны проявлять враждебность при решении проблем, застревать на переживании своей беспомощности и невозможности справиться с ситуацией. Поэтому можно утверждать, что конфронтативный копинг является неадаптивным и ориентированным на эмоции видом совладания, и приведет со временем студента к потере интереса к деятельности в стабильных условиях.

Целью нашего исследования являлось установление влияния конфронтативного копингового поведения студентов на их адаптацию в вузе.

Задачи исследования предусматривали:
1. Установление зависимости адаптации студентов в вузе от степени выраженности копинг-стратегий.
2. Установление влияния конфронтативного копинга на дидактический, профессиональный и социальный компоненты адаптации студентов.
3. Установление связей между показателями адаптации студентов в вузе при разной выраженности сформированности копинг-стратегий.

В исследовании приняли участие 479 студентов Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.
В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методы исследования: опросник «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА, Роджерс К., Даймонд Р. В адаптации Снегиревой Т.В.)(использованы шкалы «Адаптированность», «Принятие себя», «Принятие других», «Эмоциональный комфорт»), опросник терминальных ценностей (ОТеЦ, Сенин И.Г.)(использованы шкалы «Сфера профессиональной жизни», «Сфера оучения», «Активные социальные контакты», «Развитие себя», «Креативность», «Собственный престиж», «Достижения», «Сфера общественной жизни»), опросник «Мотивация обучения в вузе» (МОВ, Ильина Т.И.)(использованы шкалы «Приобретение знаний», «Овладение профессией», «Получение диплома»), методика оценки копинг-поведения (копинг-тест) (R.Lasarus, S.Folkman, 1984).

Математическая обработка данных проведена с использованием методов математической статистики: проверка нормальности распределения (Хи-квадрат), определение достоверности и значимости различий полученных результатов (Т-критерий Стьюдента), корреляционный анализ (r критерий Пирсона). Вычисления проведены с использованием компьютерного статистического пакета Statistic 5.5.

Результаты исследования
Стратегия конфронтативного копинга заключается в агрессивных усилиях по изменению ситуации. Она предполагает определённую степень враждебности и готовности к риску. По данным исследования данная стратегия способствует социальной дезадаптированности студентов (p<0.05) (см. табл.1). В частности, конфронтативный копинг уменьшает самопринятие студентов (p<0.05), способствует стремлению к внешнему признанию и одобрению  (p<0.01).

Тем не менее, данная стратегия одновременно способствует стремлению студентов к творческой самореализации, разнообразию (p<0.01). Она повышает стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми (p<0.01) и к достижению ощутимых результатов (p<0.001). Также для студентов, для которых характерно использование конфронтативного копинга, характерна высокая значимость сферы профессиональной (p<0.01), образовательной (p<0.01) и общественной сферы жизни(p<0.001), что характеризуется высокой самоотдачей в деятельности, стремлением к повышению своего образования, вовлечением в общественно-политическую жизнь. При этом копинг, основанный на агрессивных усилиях способствует развитию деструктивной мотивации обучения, основанной на формальном подходе к обучению и поиску простых путей (p<0.001).

Таким образом, подтверждается наше предположение о дезадаптационном влиянии копинга, основанного на конфронтации.

Избегание конфронтативного копинга способствует социально-психологической адаптации студентов, а также их самопринятию (p<0.05). При этом стоит отметить, что высокая степень принятия себя положительно коррелирует (табл.2.) с эмоциональной уравновешенностью (r=047.; p<0.01) студентов и принятию ими других людей (r=0.41; p<0.01). Таким образом, конфронтативный копинг конструктивен с точки зрения профессионального компонента адаптации и деконструктивен – для социального компонента адаптации студента в вузе. Влияние данного механизма поведения на дидактический компонент неоднозначно: он повышает стремление студентов к повышению уровня своей образованности, но при этом  способствует развитию деструктивной мотивации обучения, направленной на получение диплома. У студентов, характеризующихся малым использованием конфронтативного копинга, в поведении данный тип учебной мотивации заметно ниже и связан со стремлением к самостоятельности во взглядах и подходах  (r=0.54; p<0.001) и с пассивностью в установлении социальных контактов  (r=0.39; p<0.01).

Литература
1. Никольская И. М., Грановская Р. М. (2001). Психологическая защита у детей. С- Пб., «Речь».
2. Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.
3. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. Oxford University Press, 2002
4. Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall 2000. Vol. 37, No. 3, pp. 727—745.
5. Lazarus, R.S. (1991). Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press.
6. Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
7. Lopez, D. F., & Little, T. D. (1996). Children’s action-control beliefs and emotional regulation in the social domain // Developmental Psychology, 32, 299—312.
8. Losoya S., Eisenberg N., Fabes R.A. Developmental issues in the study of coping // International Journal of Behavioral Development, 1998, 22(2), 231—237.

Полная версия доклада: КОНФРОНТАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ