ВЫБОР ВУЗА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Живаев Н.Г.

Полная версия доклада: Выбор вуза как психологическая проблема при самореализации личности подростков

В современном обществе человек рассматривается как субъект собственной жизни, несущий полную ответственность за свои поступки. Собственный выбор пути развития представляет для личности существенную проблему. Особенно она выражена на этапе профессионального самоопределения и выбора дальнейшего пути после окончания школы. Какую профессию (специальность) получить и в каком именно учебном заведении – выбор, к которому причастен и сам субъект, и его окружение, в том числе и высшие образовательные учреждения, ведущие борьбу за своих студентов.

Психологические закономерности процедуры выбора вуза исследовались в психологической науке в контексте проблемы профессионального самоопределения личности. В гораздо меньшей степени изучены механизмы выбора конкретного учебного заведения в ситуации множества альтернатив. До сих пор не раскрыты вопросы о степени осознанности такого выбора, его этапах, основных мотивационных факторах, определяющих выбор того или иного ВУЗа. Исследование принятия решения в ситуации выбора ВУЗа может опираться на три группы факторов: мотивационный, эмоциональный и когнитивный.

Процесс выбора осуществляется в информационной сфере, насыщенной гигантским количеством материалов, адресованных потенциальным абитуриентам со стороны различных государственных и коммерческих вузов. Это служит снижению осознанности выбора выпускниками школ и училищ.

Можно назвать целый ряд проблемных вопросов, касательно данной проблемы. Это и мотивы выбора ВУЗа и профессионального самоопределения: что в большей степени определяет поведение абитуриента - выбор профессии или выбор конкретного образовательного учреждения. Какова роль имиджа ВУЗа, его престижа при выборе. Насколько сильно влияние рекламы со стороны ВУЗов на выбор абитуриентов? Каково это влияние? Каковы связь между выбором конкретного ВУЗа и будущим трудоустройством? Кто, что и в какой степени влияет на выбор будущего студента: родители, СМИ, друзья – одноклассники, знакомые выпускники, учителя? Какова динамика имиджа ВУЗа на протяжении времени: от выбора абитуриентом до мнения выпускника.

Отдельно стоит вопрос об осознанности выбора ВУЗа абитуриентом. Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, абитуриенты ВУЗов заменяют построение сложного и углубленного портрета Образовательного учреждения его имиджем - знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые специально на них проецируются. При наличии яркого, эмоционально насыщенного мифа, легенды относительно своего образовательного товара (услуги) ВУЗ получает возможность влиять на выбор потребителей. Возрастание потока информации и ее манипулятивный характер снижают резистентность личности к влияниям со стороны образовательных учреждений.

Обострившаяся конкурентная борьба в условиях демографического кризиса в сфере высшего образования приводит к ситуации, когда ВУЗы начинают использовать полный спектр маркетинговых коммуникаций и активно формировать свой имидж. Использующиеся технологии, широкое и неконтролируемое распространение склоняющей к поступлению информации порождают в сознании подростков скорее ситуацию затруднения, нежели облегчения, выбора. Это рождает кризис ценностей: молодежь путается в критериях выбора профессии и ВУЗа. Однако именно ценностные ориентиры лежат в основе построения сценария жизни, выбора стратегий профессиональной и личностной самореализации. Кроме того, ВУЗы целенаправленно искажают информацию, создают о себе репутацию как о передовом учреждении, что часто далеко от реальности. Итогом является разочарование студентов в выбранном ВУЗе, факультете и профессии. Искусственно созданный романтический образ разбивается о реалии, вскрывающиеся уже на младших курсах. Следствие этого – огромное количество специалистов с высшим образованием, работающих не по своей специальности, и столь же большие суммы, потраченные государством на них впустую. В связи с этим встает вопрос о социальной ответственности ВУЗа перед потребителями образовательных услуг, в том числе и потенциальными. Как уже упоминалось, свой выбор абитуриенты осуществляют, основываясь на образе ВУЗа. Поэтому имидж образовательного учреждения высшего образования обязан отражать реальные возможности и достижения данного учреждения. ВУЗ – организация, в которую потребители его услуг вкладывают не столько деньги, сколько время,- годы своей жизни. Абитуриент должен иметь возможность выбора, основываясь на фактах, а не на догмах и вымыслах.

Процесс индивидуального развития человека, по Б.Г. Ананьеву, характеризуется сложным строением, внутренней противоречивостью и многофакторной обусловленностью. Он складывается из нескольких главных направлений: формирование человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности - а потому всегда является обобщенным эффектом влияния множества психологических и социальных факторов. Их организация предполагает системность воздействий на личность на разных этапах ее развития, а также учет характера включенности самой личности в данную систему. Этап самоопределения в профессиональной сфере, выбор ВУЗа сенситивен к стороннему влиянию, отчего подросткам требуется помощь в решении данного вопроса. Эта проблема становиться одной из важнейших в психологической науке. На первый план выходят вопросы психологической поддержки личности, содействия ее развитию, становлению и самореализации (А.Г. Асмолов, О. Газман, И.Б. Котова, В.А. Петровский, Е.Н. Шиянов). Оптимальная организация профессионального становления будущего специалиста как личности, стремящейся к наиболее эффективной реализации своих возможностей – одна из задач современного общества. Система высшего образования должна учитывать это. Потенциальный потребитель хочет знать не только то, чему его будут учить и какую специальность он получит, но и какова будет выгода и его место на рынке труда после инвестирования денег и времени в образование, а также почему именно в этом образовательном учреждении ему следует учиться. Он также хочет быть уверен, что ВУЗ выполнит взятые на себя обязательства.

Переход к информационному обществу сопровождается формированием информационной среды обитания человека, в дополнение к природной и социальной средам. Этот процесс одновременно хаотичен и управляем. Потребители образовательных услуг затрудняются в своем выборе, так как количество источников информации, содержание которых им необходимо контролировать становится слишком большим. Типичной становится ситуация, когда важная информация в принципе доступна, но у абитуриентов нет понимания где и как ее найти.
Таким образом, требуется создание специально организованных условий для взаимодействия субъектов образовательной деятельности, а также конструирование социально-психологической модели имиджа ВУЗа, как некоего «интерфейса» для обеспечения данного процесса.

Полная версия доклада: Выбор вуза как психологическая проблема при самореализации личности подростков