ПРИМЕНЕНИЕ PSYCHOMETRIC EXPERT
В МОНИТОРИНГЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
В ВУЗЕ
Живаев Н.Г., Филаретов С.В.
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль
Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00775а)
Полная версия: ПРИМЕНЕНИЕ PSYCHOMETRIC EXPERT В МОНИТОРИНГЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Статья посвящена новому направлению практической психологии - применению информационных технологий в технологиях психологического сопровождения деятельности. В частности, рассматривается технология такого сопровождения в мониторинге адаптации студентов на вузовском этапе. Как основа описываемой в статье технологии рассматривается среда Psychometric Expert 5.
Психологические исследования адаптации находят выход в разнообразных продуктах: учебные курсы, рекомендации, тренинги, семинары и т.п. Это эффективные формы коррекции дезадаптации и профилактики девиаций. И, тем не менее, для создания нового качественного продукта каждый раз требуется проводить новые исследования.
Таким образом, в настоящее время сформировалась потребность в постоянном мониторинге адаптации студентов. Тому есть и иные причины. Во-первых, демографическая ситуация, которая приводит к уменьшению числа подготовленных специалистов. Для успешного развития общества и экономики требуется, таким образом, все более качественная подготовка. Кроме того, в вуз поступают все менее подготовленные студенты, которые при стабильной демографической обстановке не попали бы в вузы. Данная тенденция приводит к возрастанию нагрузки на весь процесс вузовской подготовки. Таким образом, при общем понижении готовности студентов к профессиональной подготовки вузы должны выдавать с каждым годом все более качественный продукт в виде выпускников.
Во-вторых, Болонский процесс. Изменение системы образования и введение двух ступеней: бакалавриата и магистратуры,- смена системы оценивания, введение мобильности студентов и другие элементы болонских соглашений формируют иные требования и к процессам в вузе, и к подготовке выпускников. Отметим лишь несколько: смена пятилетней программы подготовки на четырехлетнюю, учет международной конкуренции, языковая компетентность.
В сумме сказанное означает, что необходимо значительно ускорить и качественно усилить подготовку трудовых ресурсов в вузе. Мы считаем, что это невозможно без создания систем мониторинга за формированием профессиональных и социально-психологических компетенций, функцией которых станут не столько диагностика и прогноз, но и управление процессов профессиональной подготовки. В
Мониторинг адаптации студента к среде вуза – процесс, который позволяет качественно прослеживать формирование профессиональных компетенций, приспособление отдельных студентов и их групп к социальным факторам, дидактической нагрузке и качественно более продуктивно формировать учебно-образовательный процесс. Опыт создания таких систем имеется в среде среднего образования, где мониторинг осуществляют непосредственно школьные психологи. Но ресурс одного человека и даже коллектива ограничен. Кроме того, не каждая образовательная структура может позволить себе содержать многочисленную психологическую службу. Однако, вуз – не школа. Образовательно-воспитательный процесс здесь серьезно отличается. Главным отличием является разнонаправленность подготовки, по каждому из которых наблюдается специфика адаптации. Поэтому содержание психологической службы университета еще более затратное мероприятие. Как со стороны финансов, так и трудовых ресурсов. Создание регулярно функционирующей системы мониторинга вуза –сложный процесс. Эти трудности можно классифицировать на организационные, технические (большой объем), теоретические, юридические. Поэтому стабильно функционирующие системы мониторинга и адаптации в российских университетах отсутствуют.
Кроме того, чтобы система мониторинга не являлась констатирующей факты и статистику, а могла эффективно способствовать управлению процессом адаптации и формированию профессиональных и социально-психологических компетенций студентов (специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов, молодых преподавателей) она должна соответствовать ряду жестких критериев. Назовем лишь несколько: алгоритмичность, легкая управляемость, быстрота функционирования. Также проектирование таких систем должно опираться на требования, которые ставит объективная ситуация на рынке образования. И именно здесь мы наблюдаем серьезные подвижки. Социальные преобразования последних лет, вхождение в международные процессы и особенно в болонские соглашения, демографическая ситуация в стране и нехватка высококвалифицированных специалистов (в будущем – бакалавров и магистров) формируют спрос на подобный продукт, а также конкретизируют требования, которым тот должен соответствовать. Основанием формирования подобной системы глобального внутривузовского мониторинга является унифицирование теоретических подходов и стандартизация психологического сопровождения студентов в вузе.
С такой неразрешимой с первого взгляда задачей: в максимально короткие сроки выдавать максимально качественные результаты – может справиться подход, основанный на применении психолого-информационных систем.
В Ярославском государственном университете реализуется подход, основанный на создании системы мониторинга на платформе экспертной психодиагностической среды программы Psychometric Expert. Программа адаптируется под запросы к системе подобного рода и настраивается под критерии, предъявляемые текущей ситуацией. В данной статье описываются требования, которые предъявляются к системам мониторинга психологической адаптации студента, на основе которых функционирует Psychometric Expert.
Один из главных акцентов при создании данной системы мониторинга психологической адаптации студента - СМПАC (Student Psychology Adaptation Monitoring System – SPAMS) поставлен на ее сквозной характер. Данный критерий означает, что студент начинает сопровождаться на стадии обучения в среднеобразовательном учреждении и данный процесс продолжается после выпуска. Адаптация к среде вуза является продолжением адаптационных процессов, протекающих для отдельных субъектов в среднеобразовательных и иных учреждениях из которых те попадают в университет. Такая преемственность означает, что вузовская адаптация начинается не «с нуля», а уже сама по себе является результатом предшествующих процессов. И в то же время она не прекращается, а перетекает в адаптационные процессы на рабочем месте. В описанном проявляется такое качество СМПАС как непрерывность. Такой подход позволяет аккумулировать в одной системе большое количество информации по каждому студенту и оперировать ей в составлении прогнозов и проектировании коррекционных мероприятий. При этом осуществляется сопровождение первичной и вторичной адаптации в вузе, а также сопровождение упреждающей профессиональной адаптации.
Другой акцент сделан на сетевую архитектуру системы: сопровождаются студенты на каждом факультете, для разных университетских структур создается адаптированная версия, но сохраняется возможность объединения данных, поступающих из разных структур университета дистанционно. Также акцент сделан на проектирование моделей компетенций выпускников и протокомпетенций студентов, которые позволяют динамически типологизировать весь массив студентов и применять к каждой конкретной группе (группы риска, группы выдвижения и т.д.). Следующая особенность системы – аккумуляция документооборота деканатов по студентам. Это означает, что СМПАС представляет собой одновременно и обширную базу данных с возможностью составление автоматических отчетов по необходимым запросам.
Отдельное внимание в создании системы уделяется быстроте реагирования: интерпретация данных и рекомендации по сопровождению отдельных студентов и их групп (групп, курсов, потоков, факультетов выводится сразу после поступления свежих данных, что позволяет значительно экономить время и в кротчайшие сроки сформировать программу коррекции. Динамичность проявляется и в автоматической корректировке норм и моделей адаптации и компетенции. Такая работа системы в масштабе времени, приближенном к реальному достигается за счет автоматизации наиболее трудоемких процессов: обработки и первичной интерпретации данных. Интерпретация одновременно включает рекомендации. Одновременно с этим система в автоматическом режиме формирует группы риска и рекомендации по работе с ними. Таким образом, данные накопленные в процессе мониторинга не консервируется, как это часто бывает в уже функционирующих системах мониторинга, а аккумулируется и используются для получения более точных прогнозов.
Системность и организованность процесса адаптации предъявляют к создаваемой системе такое требование как возможность прослеживание процесса на каждом из этапов: по курсам, семестрам,- используя процедуры лонгитьюдного исследования.
Помимо требований к системе, предъявляемых самим явлением адаптации существуют и те, которые формируются потребностью университетов в разработке подобного стандарта мониторинга. Так, в Psychometric Expert одной из главных характеристик является открытость.
Организационная открытость представляет собой возможность гибкой настройки под решаемые научно-практические задачи. Открытость, направленная на субъекта - максимальный учет индивидуально-типологических условий процесса адаптации. В системе возможна разработка собственных модулей, методик, моделей. Таким образом, создавая стандарт вузовского мониторинга, сохраняется возможность проектирования новых форм и методов диагностики и коррекции адаптационного процесса. Это позволяет разным пользователям наравне с используемыми процедурами создавать свои и апробировать их. Именно это позволяет системе эволюционировать, динамически развиваться в зависимости от поставленной цели и условия среды внедрения.
Следующим критерием с СМПАС является функционирование на основе моделирование процесса адаптации. Psychometric Expert позволяет создавать модели адаптированных и неадаптированных студентов, а также проектировать модели профессиональных и социально-психологических компетенций студентов. Моделью называют некий объект, который в определенных условиях может заменять оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала. При этом Psychometric Expert позволяет работать как со статическими, так и с динамическими моделями. Статическая модель отражает конкретное состояние адаптированности, динамическая – описывает процесс изменения состояний адаптированности. Именно последняя отражает авторский подход к процессу адаптации, как к непрерывному процессу приспособления и развития индивида. В этом русле процесс адаптации обретает общие черты с другим процессом – акмеогенез – процесс достижения вершин студентом в социальном, дидактическом и профессиональном контексте.
Прогностичность и оперативность – следующие критерии, которым соответствует Psychometric Expert как платформа для СМПАС. Система дает эффективный своевременный прогноз успешности на основе выделения групп риска с использованием получаемых результатов. Критерий оперативности уже описывался нами выше. Прогностичность позволяет предсказывать варианты развития процесса для отдельных студентов, групп, курсов, факультетов, что даёт возможность корректировать вузовскую адаптацию, не допуская дезадаптированности. Упреждающее воздействие позволяет предупредить отклонения и негативные тенденции. Однако, процесс адаптации дихотомичен: он может развиваться в нескольких направлениях, и точность прогноза в этом случае определяет целесообразность инвестирования ресурсов в управление ходом адаптации. В макромасштабе это проявляется в направляемом развитии компетенций, необходимых будущему профессионалу по конкретному направлению вузовской подготовки. Оперативная прогностичность позволяет не просто упреждать сильные отклонения, но и корректировать даже незначительные (на первый взгляд) первичные (зарождающиеся) сдвиги. Упреждение дезадаптации и прогнозирование корректного развития индивидуально по каждому студенту, группам, курсам, факультетам – это еще и инструмент экономии финансовых средств вуза. Поэтому разработка и применение систем СМПАС – рентабельное мероприятие.
Конечно, накопленные данные находят свой выход в конкретных продуктах: курсы, тренинги, рекомендации, теоретические закономерности. Все это Psychometric Expert позволяет аккумулировать и систематизировать в гипертекстовой структуре, тем самым формируя библиографичность системы, создавая возможность фиксировать наработки в информационной среде, которая может представляться в сети Интернет или подготавливаться к публикациям.
СМПАС как система для широкомасштабного мониторинга на основе Psychometric Expert предполагает оперирование многотысячным массивом наблюдаемых. Оперирование включает в себя формирование и сопровождение групп по таким параметрам, как: пол, возраст, факультет, группа, довузовская подготовка, активность в вузе в мероприятиях научной, спортивной… направленности, медицинские данные, академическая успеваемость, субъективные параметры. Таким образом, СМПАС, разрабатываемая в ЯрГУ – система, работающая в условиях многовариантности. Профессиональная подготовка и ее сопровождение различны в зависимости от получаемой профессии, специальности, факультета, курса.
Кроме того, в связи с новыми требованиями Агентства, в СМПАС добавлена возможность проводить аттестацию знаний и умений студентов, сравнивать эти данные с социально-психологическими параметрами самих студентов и объективными показателями их подготовки.
Таким образом, СМПАС, разрабатываемая в ЯрГУ – многофункциональная поликомпонентная технология информационного сопровождения профессиональной подготовки, основными задачами которой являются
1. Проводить диагностику условий и показателей адаптации.
2. Производить моментальный прогноз адаптированности студентов.
3. Осуществлять целостный мониторинг процесса адаптации.
4. Вырабатывать меры по профилактике и коррекции дезадаптации.
СМПАС ориентируется на социальную динамику, которая отражается в постоянном изменении требований к подготовке студента. То есть, технология строиться на модели профессиональной адаптации студентов в вузе, что позволит настраивать ее по требуемым характеристикам.
Именно такая технология, представляющая собой комплекс дидактических, воспитательных и психологических инструментов позволяет унифицировано подойти к процессу сопровождения профессиональной подготовки студентов и получать качественно более высокие результаты университетской подготовки специалистов, бакалавров и магистров. Программный продукт позволяет проводить комплексное психологическое обследование студентов, осуществлять мониторинг, проводить тестирование знаний, сохраняя результаты в единую базу данных в личную карточку студента. Система позволяет одновременно вести учёт, психологический отбор групп риска, оценку и сопровождение студентов, групп, курсов. Одновременно система представляет собой среду разработки баз данных (таблиц, запросов, форм, отчётов, любых документов), направленных на учёт различных сведений о студентах. На основе баз данных ведется документация деканатов: сведения о студентах, учет успеваемости, профессиональной компетенции. В систему интегрированы психодиагностические тесты и автоматический интерпретатор результатов.
Технология использования данной системы предусматривает также реализацию электронной среды управления компетенциями, моделирование профессиограмм. Реализация такого подхода основывается на применении объектно-ориентированной системы статистического анализа данных, позволяющего кроме стандартных процедур осуществлять прогнозы и регрессионные зависимости.
Технология сопровождения профессиональной подготовки, реализуемая в Ярославском госуниверситете предусматривает ведение текущего тестового контроля и разработку электронных мультимедийных справочных систем в структуре одного программного продукта. Система строится по принципу "Всё в одном", позволяя решать широкий круг задач психологического и организационного сопровождения профессиональной подготовки.
СМПАС Psychometric Expert ориентирована, прежде всего, на психологическое сопровождение профессиональной деятельности и образовательного процесса, а также для обеспечения проведения психологической экспертизы и консультирования.
Система является одним мощным, динамично развивающимся визуальным конструктором, поэтому не только использование, но и разработка полноценной экспертной системы не требует ни знаний по программированию, ни “продвинутости” пользователя. Таким образом, использование системы может осуществляться сотрудниками деканатов и иных служб университета в зависимости о возникающей потребности. Благодаря этому она может использоваться для самостоятельной разработки систем сопровождения независимо от разработчиков основной программной среды. Благодаря экспорту / импорту данных (в т.ч. через Internet) различные пользователи различных подразделений университета могут объединять свои усилия в разработке единого инструментария сопровождения подготовки студентов, а также обмениваться данными.
Полная версия: ПРИМЕНЕНИЕ PSYCHOMETRIC EXPERT В МОНИТОРИНГЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Отредактировано Филаретов Сергей (2010-01-07 13:46:37)