Половая специфика  взаимосвязи направленностей в учебной деятельности

Н.Г. Живаев, И.А. Фасоляк
Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00775а)
             
Полный доклад доступен по этой ссылке
: Половая специфика  взаимосвязи направленностей в учебной деятельности

Проблема становления высококвалифицированных специалистов в настоящее время приобретает все большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику ВУЗа, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления в ВУЗ и получаемой профессии. По мнению, М.И.Алексеевой, «мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования творчески активной и социально зрелой личности».

Важность решения проблемы мотивации учения определяется тем, что она представляет собой решающий фактор в эффективности учебного процесса, а также для более эффективного управления формированием правильного эмоционально-положительного отношения к будущей трудовой деятельности и осуществления дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе со студентами.
Цель работы: изучить особенности направленностей учебной деятельности по гендерному признаку, а также выявить их взаимовлияния. Задачи: 1. разработать методику для определения профессиональной, социальной и учебной направленности; 2. проанализировать данные по половым различиям; 3. проанализировать причинно-следственные связи.

Гипотезы: 1. у женщин ведущей направленностью является социальная, а у мужчин – профессиональная; 2. социальная направленность оказывает влияние на профессиональную направленность; 3. профессиональная   направленность   оказывает   влияние на учебную деятельность

В результате литературного анализа нами были выделены 3 основные направленности учебной деятельности: профессиональная, социальная и учебная. По каждой направленности мы составили ряд утверждений и протестировали их на выборке студентов (100 человек) I – IV курсов, факультеты: психология, ФСПН, математика, физика, автомеханика (ЯГТУ).

Профессиональная направленность – стремление человека приобрести профессионально значимые качества, профессиональные знания и в дальнейшем применять их на практике. Социальная направленность – стремление человека, для которого на первом месте стоит общение с разными людьми и приобретение новых контактов, учебную деятельность ставит на второй план. Учебная направленность – стремление человека, для которого учебная деятельность стоит на первом месте, но зачастую такие люди не стремятся применять свои знания на практике, т.е. учатся ради приобретения диплома.

В результате, из первоначальной формы опросника в окончательный вариант вошли 195 вопросов: 1. Шкала «профессиональная направленность» - 64 вопроса; 2. Шкала «социальная направленность» - 66 вопросов; 3. Шкала «учебная направленность» - 65 вопросов
Расчет норм производился по шкале стенов (10-бальная) Р. Кеттела. В итоге были получены следующие шкалы:

Профессиональная направленность Социальная направленность Учебная направленность
(подробнее в файле)

Нами была проанализирована взаимосвязь мотивов 3 направленностей в мужской и женской выборках/
В первой выборке (мужчины) наблюдается незначительная связь между учебной и социальной направленностями (r=0,33; p<0.05), немногим больше коэффициент корреляции между профессиональной и социальной (r=0,45; p<0.05). Однако наблюдается значительная связь между профессиональной и учебной направленностями (r=0,62; p<0.01). Это можно объяснить тем, что для мужчин учебная деятельность больше связана с получением профессии, чем с социальным фактором (общение), но при этом относительно высокий уровень корреляции между профессиональной и социальной направленностями говорит об их понимании необходимости социального фактора (общение) в получении будущей профессии.

Во второй выборке мы видим, что все 3 параметра значимо коррелируют между собой, т.е. испытуемые признают значимость социального фактора в учебной деятельности и профессиональном становлении. Самый высокий коэффициент корреляции наблюдается между социальной и учебной направленностями (r=0,66; p<0.01), что может свидетельствовать о высокой значимости социального фактора (общение) в учебной деятельности. Меньший коэффициентт корреляции наблюдается между профессиональной и социальной направленностями (r=0,48; p<0.05). Это можно объяснить тем, что они признают большую важность коллектива в профессиональной деятельности, но за неимением реального коллектива (т.к. они студенты) не могут полностью оценить свое положение в нем. Очевидна высокая корреляция между профессиональной и учебной направленностями (r=0,63; p<0.01).

Сравнивая данные по 2 выборкам мы видим, что мужчины игнорируют роль социального фактора в учебной деятельности в отличии от женщин. Как и можно было предположить в обеих выборках наблюдается высокий уровень корреляции между профессиональной и учебной направленностями.

наибольшее влияние имеет социальная направленность на учебную (η2=0,83; p<0.01), а она, в свою очередь, на социальную влияет, но не значительно. Это можно связать с тем, что социальный фактор (общение) оказывает значительное влияние на процесс и качество учебной деятельности и предполагает взаимодействие между большим количеством людей, а также наши испытуемые понимают необходимость социального фактора (общение) в получении будущей профессии.

Из полученных данных следует, что социальная направленность также значительно влияет на профессиональную направленность (η2=0,76; p<0.01) и в свою очередь профессиональная имеет меньшее влияние на социальную направленность (η2=0,67; p<0.01). Это можно объяснить тем, что для успешного профессионального становления личности необходимо большое количество контактов с разными людьми, т.е. наши испытуемые (студенты) объединяются в группы (на пример: произвольные группы на семинарских занятиях), т.к. имеют одну общую цель - овладение будущей профессией. Наряду с профессиональными контактами существуют еще и межличностное общение, которое предполагает разделение людей на группы по схожим интересам  и предпочтениям (не профессиональным).

Также нами были получены данные о том, что профессиональная направленность имеет значимое влияние на учебную (η2=0,8; p<0.01), а учебная направленность на профессиональную влияет в меньшей степени (η2=0,66; p<0.01). Это можно объяснить тем, что наши испытуемые, выбирая ту или иную профессию, имеют соответственно аналогичные увлечения, знания, интересы и т.д., т.е. определенный толчок для дальнейших действий; а учебная направленность служит средством для успешного овладения профессией.

Полный доклад доступен по этой ссылке
: Половая специфика  взаимосвязи направленностей в учебной деятельности

Отредактировано Фасоляк Ирина (2010-01-07 13:15:05)