О ПОКАЗАТЕЛЯХ
АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ


Смирнов А.А.
Ярославский госуниверситет им. П.Г.Демидова, Ярославль

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 08-06-00775а

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: О ПОКАЗАТЕЛЯХ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Адаптация первокурсников в вузе является важной проблемой, поскольку от ее успешности зависит в значительной степени подготовка квалифицированного специалиста и жизненный и профессиональный путь отдельного человека.

Адаптированность в вузе может рассматриваться как результат процесса адаптации, и поскольку важно при адаптации решить проблемы обучения, профессиональной подготовки и социализации субъекта, принято выделять три аспекта адаптации: дидактический, профессиональный и социальный. При определении показателей вузовской адаптированности можно опираться на эти аспекты и выделять, соответственно, три группы показателей. Вместе с тем, на наш взгляд, эти показатели являются частными, парциальными, и целесообразно выделять группу общих, интегральных, показателей, не сводимых к этим трем. Мы имеем в виду неспецифические проявления, связанные с общей напряженностью субъекта при адаптации к новым условиям, то, что Г.Селье называл общим адаптационным синдромом.

Поскольку адаптированность к деятельности есть производное от результатов деятельности, удовлетворенности данными результатами и ценой, которую человек платит за это, необходимо учитывать данные три группы показателей.

Таким образом, мы считаем, что при оценке успешности адаптации студентов к вузу необходимо учитывать три основные параметра:

1. компонент адаптации, аспект среды, к которой происходит адаптация (дидактическая, профессиональная, социальная адаптация);
2. показатели успешности, как объективные (достижения в учебной, профессиональной и социальной сфере), так и субъективные показатели успешности (удовлетворенность);
3. цена адаптации, затраты субъекта на адаптацию (временные и энергетические затраты, усилия, заболевания, нежелательные функциональные состояния, личностные деформации, социальные девиации и т.д., которые могут быть сгруппированы в три категории: соматические, психические, социальные).

В итоге, предлагаемая нами система показателей вузовской адаптированности может быть представлена в виде трехмерной модели с соответствующими сторонами и гранями. В настоящий момент ведется работа по уточнению эмпирических критериев, позволяющих выявлять разные параметры адаптированности.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: О ПОКАЗАТЕЛЯХ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ