ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ФАКТОР ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ


А.А.Смирнов

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидов

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 08-06-00775а

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ФАКТОР ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Подготовка квалифицированного специалиста - процесс долгий и тонкий. Нарушения в этом процессе могут вести к разрушению или деформации профессиональной мотивации, диспропорции в системе профессиональных компетентностей и т.п. Особое место в этом процессе занимает момент перехода от школьного обучения к вузовскому. Этап адаптации в вузе является своеобразным сензитивным периодом для студента. На этом этапе происходит не только освоение новых форм учебной работы (лекции, семинарские занятия и пр.), но и сопоставление профессиональных ожиданий субъекта и реальности, с которой он сталкивается в начале обучения, а также формируются иные психические новообразования.

Успешность адаптации студентов определяется большим количеством разнообразных объективных и субъективных факторов. В данной работе нам хотелось бы остановиться на роли преподавателя в вузовской адаптации. Поскольку именно преподаватель является лицом, через взаимодействие с которым происходит знакомство с профессией, усваиваются основные элементы организационной культуры и т.п., следует рассматривать преподавателя в качестве одного из важнейших факторов адаптации (по аналогии с теорией социализации его можно назвать агентом адаптации).

Преподаватель выполняет свои адаптирующие функции на разных этапах вузовской адаптации студента:
• осуществляет упреждающую адаптацию старшеклассников в рамках работы в профильных классах, школ юного психолога (биолога, экономиста и т.п.), руководя научно-исследовательской работой школьников и т.д.;
• осуществляет адаптацию первокурсников к вузу;
• способствует упреждающей адаптации старшекурсников к профессиональной деятельности.

В вузовской адаптации принято выделять три основных компонента: дидактический, профессиональный и социальный. Остановимся подробнее на роли преподавателя в дидактической адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе.

Дидактический (учебный) компонент представляет собой приспособление (принятие) к вузовским условиям обучения. Перспективная цель данного компонента - сформировать у студента умения, навыки и индивидуально-психологические качества, необходимые для успешного профессионального и социального бытия.

Обучение в вузе, несмотря на сходство с обучением в школе, существенно от него отличается. Мы опишем здесь лишь некоторые, имеющие, на наш взгляд, большое значение для адаптации. Это, прежде всего, отход от школьной классно-урочной формы обучения и переход к вузовской, где имеют место лекционные, семинарские, лабораторные занятия в ходе семестра и зачеты и экзамены в сессию.

Помимо некоторых специфических вузовских дидактических умений (умение конспектировать лекцию, умение работать со специальной литературой и т.п.) учение в вузе предполагает развитую способность к самоорганизации, умение управлять собственным временем, распределять его и добиваться от себя выполнения запланированных дел. Организационный компонент учебной деятельности первокурсников в большинстве случаев развит слабо, школа не (или слабо)  формирует навыки самостоятельной систематической работы.
Школьный учебный процесс осуществляет достаточно жесткий (частый, пошаговый, тотальный) контроль за учебной деятельностью учеников. Классно-урочная система позволяет опрашивать школьников:

- часто - в день бывает по несколько уроков, к которым необходимо готовиться; если и не спросят, то вероятность остается всегда;
- пошагово - осуществляется контроль за каждой пройденной темой, ученик редко приступает к изучению следующей темы, не пройдя контрольные мероприятия по предыдущей;
- тотально - методика преподавания отдельных дисциплин в школе разработала методы опроса, применение которых позволяет проверять уровень подготовленности к уроку и знаний у значительной части учеников класса.

В вузе студента ожидает долгожданное отношение к себе как взрослому человеку, который обладает необходимым уровнем ответственности за свое поведение:
-не регистрируется посещаемость на лекциях;
-начинаются занятия с лекционной недели (точнее двух и даже трех-четырех), когда вообще готовиться не надо;
-у родителей отсутствует возможность контроля (нет дневника, родительских собраний);
-преподаватели, в отличие от школьных учителей, не пытаются при каждом нарушении учебного поведения читать долгие нотации;
-итоговый контроль осуществляется в сессию, через четыре месяца после начала обучения, а не по четвертям;
-необходимость отрабатывать долги, возможность исправить плохие оценки, фактический запрет учителям ставить итоговые двойки меняется в вузе на «необратимую» систему оценивания: преподаватель не обязан принимать отработки, тем более не обязан загонять принудительно на отработку; предоставляются лишь две возможности (попытки) для пересдачи в сессию неудовлетворительных оценок, вслед за этим следует отчисление.

Переход к вузовской системе контроля первоначально воспринимается многими как возможность сделать более срочные дела за счет текущих учебных или просто побездельничать. Прозрение в сессию может придти слишком поздно.

К этому можно добавить то, что учебная деятельность для первокурсников часто бывает непривлекательной (она унаследована от школы, ею занимались десять лет, с семилетнего возраста, и напоминает о детстве); как правило, выпускной класс связан с огромными учебными нагрузками (кроме обычной учебы с выпускными экзаменами, ЕГЭ, подготовительные курсы в вузы, репетиторы, олимпиады и т.п.). Неудивительно, что, поступив в вуз, многие считают, что получили право на заслуженный отдых.

Рассмотренные дидактически установки абитуриентов значительно затрудняют процесс адаптации к вузу. Основная задача преподавателя (особенно работающего с первокурсниками в первом семестре) – изменить указанные установки с тем, чтобы студент понял главное: учебная работа в вузе – подготовка к будущей профессиональной деятельности, от успешности освоения основных профессиональных компетенций зависит не только успешность профессиональная, карьера, зарплата, но отношение к себе, взаимоотношения с другими людьми (на работе и в межличностном общении), то есть все то, что можно назвать удовлетворенностью собственной жизнью.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК ФАКТОР ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ