ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ


Смирнов А.А. Смирнова А.Е.

Ярославский госуниверситет им. П.Г.Демидова.
Ярославль

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-06-00775а

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ

Психологические аспекты вузовской адаптации представляют собой сложный комплекс проблем, в котором находят отражение психофизиологические, индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические и другие стороны изменений в психике абитуриента при переходе его к статусу студента.

Основная цель вуза как социального института - подготовка высококвалифицированного специалиста. К сожалению, эта цель далеко не всегда совпадает с целью обучения студента в вузе. Если даже не учитывать неадекватные варианты мотивации (ситуативная, конформистская, компенсаторная и т.п.), то все равно очень многие студенты на вопрос об их основных целях работы в вузе отвечают «учиться» или «хорошо учиться». И лишь немногие указывают на то, что они в вузе готовятся к будущей профессиональной деятельности. Часто неадекватные представления о студенческой жизни («От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия, а сессия всего два раза в год») порождают неадекватные способы и формы обучения. Разочарование в профессии, неуспеваемость, снижение самооценки - вот далеко не полный перечень личностных проблем, которые развиваются у человека в период его студенческой жизни.

Основная цель обучения в вузе - подготовка человека к будущей профессиональной деятельности путем формирования необходимых профессиональных компетентностей (знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств и пр.).

Для студентов ведущим видом деятельности является учение, но в отличие от учения школьников, эта разновидность характеризуется близостью к трудовой деятельности. По сути, мы имеем учебно-профессиональную деятельность, в которой  компоненты учебной  и профессиональной  (трудовой)  деятельности  на различных этапах обучения в вузе представлены по-разному в общей структуре деятельности. На начальных курсах, безусловно, доминирует учебная деятельность, а на старших - профессиональная.
Поскольку главной целью и главным критерием успешность вузовского обучения является способность выпускника эффективно выполнять профессиональную деятельность на основе сформированных компетентностей, целесообразно рассматривать формирование компонентов профессионального самосознания в качестве важного регулятивного, системообразующего фактора вузовской адаптации и вузовского обучения в целом.

Вместе с тем, обычно учебные планы построены таким образом, что первый семестр, а часто и два студенты изучают дисциплины общеобразовательного цикла или фундаментальные основы базовых профессиональных курсов, которые часто студентами воспринимаются как не имеющие практической ценности.

Основное положение развиваемой нами концепции состоит в следующем: профессионально ориентированная деятельность студентов на самых ранних этапах вузовского обучения способствует повышению эффективности вузовской адаптации. Это проявляется в следующих аспектах:
■ формируются адекватные представления о профессии,
■ корректируются мотивы профессионального выбора,
■ придается личностный смысл учебной деятельности,
■ происходит формирование адекватной профессиональной идентичности,
■ происходит   интенсификация   усвоения   основных   профессиональных компетентностей.

Ориентируясь на эти положения, мы создаем на факультете психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова систему раннего включения студентов в практическую работу общественной службы адаптации абитуриентов, которая начала успешно функционировать. Студенты уже с начальных курсов могут почувствовать себя не только полноправными членами студенческого коллектива (изучая и совершенствуя процесс адаптации первокурсников), но и принять участие в различных важных сторонах работы психолога: разработка и проведение  исследования;  обработка, интерпретация   и   обсуждение   результатов;   составление   рекомендаций   и   их внедрение.

При такой форме организации научно-практической работы студенты уже с первого курса имеют возможность на практике ознакомиться с различными сторонами деятельности специалиста и стать не объектом, а активным субъектом учебной деятельности и профессиональной подготовки.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ