ВУЗОВСКАЯ АДАПТАЦИЯ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Смирнов А.А., Смирнов Д.А.
Ярославский госуниверситет им. П.Г.Демидова
г.Ярославль

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 08-06-00775а

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ВУЗОВСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУДЕНТОВ

В период обучения в вузе идет активное освоение профессии, происходит формирование информационной основы профессиональной деятельности и формирование профессионально важных качеств личности. Исследованию процесса освоения деятельности посвящено много теоретических и эмпирических исследований, среди которых особо следует выделить теорию системогенеза деятельности, разработанную В.Д.Шадриковым.

При освоении деятельности принято выделять следующие основные этапы: формирование мотивации на освоение деятельности, формирование информационной основы деятельности, формирование исполнительских компонентов деятельности. Для деятельности, не требующей освоения значительной информационной основы, достаточно одного цикла из указанных этапов. В то же время деятельность, в которой процесс формирования мотивации и начало профессиональной деятельности разделены 4-6 годами, а формирование необходимой информационной основы длится несколько лет, возможна цикличность, повторение соответствующих компонентов: отдельно для формирования информационной основы деятельности (в период вузовского обучения), отдельно для формирования исполнительских компонентов (в период профессиональной деятельности).

Традиционная система адаптации к вузу ставит во главу угла учебную деятельность, актуализируя идентичность ученическую.
Анализ существующих форм психологической помощи студентам в адаптации показывает, что обычно используют три основные модели:

- учат учиться, формируя необходимые дидактические умения: умение конспектировать лекции, умение работать с литературой и т.п. (дидактическая адаптация);
- формируют команду (социально-психологическая адаптация);
- вовлекают студентов в самодеятельные организации (социальная адаптация).

Признавая важность таких форм работы с первокурсниками, мы предлагаем несколько иной подход, основанный на использовании элементов профессиональной деятельности для решения задач адаптации.

Мы считаем, что включение в работу первокурсников элементов профессиональной деятельности способствует их лучшей адаптации к вузу. Выполнение профессиональной деятельности или некоторых ее компонентов на этапе вузовского обучения выполняет функции профориентации и профпросвещения. В отношении ряда профессий (психолог, политолог, юрист, экономист и т.п.) житейских знаний оказывается недостаточно для формирования адекватного представления о содержании и формах труда, и выполнение элементов профессиональной деятельности решает эту задачу.

Формирование адекватных представлений о профессии будет корректировать мотивацию выбора профессии в сторону его адекватности. 
Элементы профессиональной деятельности в вузе позволяют решать задачу «избыточности» учебного материала, придавая личностный смысл знаниям, умениям и навыкам, формируем в ходе обучения, поскольку студент начинает понимать, зачем эти сведения ему нужны на практике (анатомия, логика, математика и т.п.).

Одна из главных проблем в обучении, как считает В.-Д.Веблер, состоит в том, что педагог в процессе обучения пытается ответить на вопросы, которые ученик перед собой еще не ставил. Отсутствие опыта профессиональной деятельности ведет к тому, что студент или не принимает значимость учебного материала, или доверяет педагогу его подбор, не понимая место материала в структуре деятельности.
  Данный подход на практике реализуется нами на факультете психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова.
Мы исходили из того, что в профессиональной деятельности специалисту психологу придется выполнять деятельность различного характера: диагностическую, просвещенческую, консультационную, коррекционную и т.п.

Мы считаем, элементы профессиональной деятельности целесообразно включать в процесс обучения в вузе уже на самых начальных этапах подготовки, желательно прямо с сентября на первом курсе. В качестве организационной формы работы нами было использовано нечто среднее между кружком СНО и МИГ (предложенные М.М.Кашаповым молодежные исследовательские группы). От СНО мы взяли заседания по обсуждению теоретических проблем, а от МИГов – не игровую, а реальную работу над важным научно-практическим проектом, посвященным актуальной для первокурсников проблеме – психологии адаптации в вузе.  В рамках этого проекта студенты первого курса принимали участие в обсуждении теоретических проблем психологии вузовской адаптации, подготовке и проведении исследования, обработке результатов и использовании этих результатов на практике.

Раннее включение элементов профессиональной деятельности в вузовское обучение позволяет корректировать мотивацию профессионального выбора; придавать личностный смысл материалу, включенному в учебные программы; способствует формированию профессиональной идентичности и принятию социально-профессиональной роли; способствует формированию профессиональных компетентностей; повышает статус среди студентов, имеющих социально значимые ценностные ориентации; способствует выстраиванию индивидуального профессионального пути (карьерный рост, акмеогенез) и т.д.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ВУЗОВСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУДЕНТОВ