ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВ СТРАН У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

А.Е. Смирнова, Ю.С. Худякова
Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00775а)

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВ СТРАН У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

«Национальность есть индивидуальное бытие, вне которого невоз-можно существование человечества, она заложена в самых глубинах жизни, и национальность есть ценность, творимая в истории» - эти слова знамени-того русского философа Н.А.Бердяева как нельзя лучше отражают значи-мость национальной принадлежности. Ведь история всего человечества – есть история взаимоотношения нации, государств. У каждой народности есть свои обычаи, традиции, культура, этим они отличаются друг от друга, но нельзя забывать, что все взаимосвязано и подчиняется единым законо-мерностям.

В условиях современности актуальной становится проблема создания людьми представления о других государствах, их населении и положении на мировой арене. Таким образом, мы можем говорить о формировании об-раза своей страны и других государств в сознании людей, который состоит из разнородной смеси фактов истории, этнических и культурных особенно-стей, менталитета, национальных традиций, развития национальной эконо-мики, социальных и политических процессов. Важнейшую роль в форми-ровании образа страны играет возможность и желание людей узнавать о жизни в других странах, о традициях и культуре их населения, здесь особое место принадлежит средствам массовой информации, от которых во мно-гом зависит, что и как узнают о стране люди. На наш взгляд, необходимо изучать структуру и условия формирования образа страны как у русского населения, так и у представителей других национальностей. При этом целе-сообразно учитывать такие важные параметры как уровень этнической то-лерантности в каждой из групп, а также стремление к взаимодействию с другими этническими группами. Действие механизма формирования образа страны неодинаково у различных социальных групп населения. Наиболее показательной и интересной в этом плане, является молодежь, поскольку специфика данной возрастной категории, проявляющаяся в относительной легкости восприятия социальных инноваций, меньшей подверженности сложившимся стереотипам и в то же время недостаточной вовлеченности и социальной акивности делает данное исследование актуальным.

Целью исследования является – выявление основных особенностей и различии в восприятии образа мира у студентов русских студентов и ино-странцев, определить стереотипичность построения образа страны, а также проследить взаимосвязь всех элементов с жизненным опытом исследуемых.

Выборка составила 100 студентов ЯрГУ им.Демидова русской нацио-нальности и 100 студентов некоренных национальностей .

В ходе проведенного анкетирования и опроса испытуемых, , нами были получены следующие результаты:

1. Студенты некоренных национальностей в целом имеют больший опыт межэтнического взаимодействия с другими нациями по сравнению с русскими студентами. Большинство из них неоднократно посещали раз-личные страны мира, что на наш взгляд оказывает значительное влияние на уровень этнической толерантности и восприятие образа других государств.
Можно предположить, что наличие опыта межэтнических коммуникации у студентов – иностранцев дает возможность оценивать представ-ленные страны с более объективной позиции, в отличии от русских студен-тов, восприятие ими стран, на наш взгляд, будет более субъективно и во многом зависеть от сложившихся стереотипов и влияния СМИ.

2. С целью подтверждения данного предположения, нами был произведен опрос исследуемых определяющий основные источники получения сведений о других странах. В итоге, были получены следующие данные, подтверждающие выше озвученное предположение.
- русские студенты более подвержены влиянию СМИ и тех установок, которые заложены в обществе, связанные с современной экономиче-ской, политической и социальной ситуацией в мире и в нашей стране.
- студенты некоренных национальностей имели больше возможности взаимодействовать с представителями других национальностей, представ-ление о других странах у них складывается большей частью из личного опыта, а не под воздействием СМИ.

3. Следующим этапом нашего исследования является изучение основных составляющих образа страны у представителей различных нацио-нальностей. На наш взгляд, наиболее существенным является то, что как русские студенты, так и иностранцы, на первое место при составлении об-раза стране ставят особенности национальности, менталитета людей, а не характеристики страны как государства (политический строй, природа, гео-графическое положение). Также, стоит отметить, что для русских студен-тов, в отличии от иностранных студентов, значимым является то, какие взаимоотношения данного государства с Россией – данный показатель для них является одним из самых значимых при формировании образа страны. Возможно, здесь свою роль играют СМИ и современная ситуация в мире. Студенты некоренных национальностей больше обращают внимание не на взаимоотношения других стран со своей родной страной, а на объективные, более или менее стабильные характеристики (политика, культура, искусство).

Вторым этапом нашего исследования является раскрытие особенно-стей формирования образа страны в зависимости от уровня этнической то-лерантности и стремления к межэтническому взаимодействию. Для прове-дения исследования нами был использован метод семантических диффе-ренциалов на примере 8 стран (США, Франция, Италия, Россия, Англия, Китай, Япония, Германия). Таким образом, нами были получены следую-щие результаты:

1. Студенты некоренных национальностей в целом дают более высо-кие оценки по всем шкалам, нежели студенты русской национальности, ко-торым свойственно более негативное восприятие стран. Возможно, это свя-зано с тем, что русские студенты имеют меньше возможности общаться с представителями других национальностей, бывать в других странах. Боль-шинство информации они получают из интернета и СМИ, что во многом ограничивает область знании студентов о других странах и как следствие их восприятие подвержено большему влиянию исторически сложившихся в обществе этнических стереотипов.

2. В ходе проведения исследования нами была отмечена следующая тен-денция: студенты русской национальности склонны давать более стереотипизи-рованные представления о тех или иных странах, нежели студенты некоренных национальностей. Возможно, это связано с тем, что русские студенты имеют мало контактов с представителями других национальностей, в то время как проживают в многонациональном государстве, где сложился ряд устойчивых представлений о многих национальностях, изменить которые практически невозможно.

    Далее нами были выделены существенные различается в порядке распо-ложения стран по привлекательности и характеристиках им приписываемых:

1. Студенты русской национальности, в не зависимости от уровня этниче-ской толерантности ставят на первые места такие социально - политически благо-получные страны как Франция, Англия, Италия, что может быть объяснено положительной оценкой данных стран в обществе, в СМИ.  В соответствии с прове-денным опросом большинство опрошенных хотели бы посетить данные страны.
2. Студенты некоренных национальностей, вне зависимости от уровня этнической толерантности, при оценке стран по всех предложенным характеристи-кам ставят на первые место такие страны как Россия, Италия, Франция. Существенным отличием, от студентов русской национальности является позитивное, положительное восприятие России (доброжелательная, посещаемая, открытая).

Третьим этапом нашего исследования является изучение этническая толерантность - терпимость к другим национальностям при построении образа стра-ны. В исследования приняли участие 2 группы студентов – русской и некоренной национальности, которые в последствии были разделены нами еще на 2 группы по уровню этнической толерантности.

Таким образом, для студентов русской национальности характерно следующее:

1. Чем больше студенты русской национальности имели возможность взаимодействовать с другими национальностями на территории прочих стран, тем выше их уровень терпимости к другим народностям.
2. Выявлена тенденция к отрицательной корреляции между высоким уровнем этнической толерантности и позитивным восприятием образа страны у русских студентов.

Для студентов некоренных национальностей характерно:

- Взаимосвязь между количеством межэтнических взаимодействии и уров-нем этнической толерантности слабая и предполагается на уровне положительной тенденции. Возможно, здесь необходимо рассматривать третий критерии, оказы-вающий большее влияние на уровень этнической толерантности у студентов не-коренной национальности.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы еще раз убе-дились в актуальности данной проблематики в условиях современности. Данная тема, на наш взгляд, очень сложна и многогранна. Одну из ее сторон мы рас-крыли в представленной работе, показав, как изменяется восприятие образа страны в зависимости от уровня этнической толерантности и наличия опыта ме-жэтнических взаимодействий. В дальнейшем мы планируем разработать про-грамму, основанную на проведенных в данной работе исследованиях, направ-ленную на расширение сложившихся в обществе этнических стереотипов, а также позволяющую наиболее подробно рассмотреть факторы, влияющие на этническое самосознание представителей некоренных национальностей.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВ СТРАН У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ