Интернет-конференция "Профессионально-ориентированная концепция психологической адаптации студента вуза"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Особенности адаптации иногородних студентов

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ

М.С. Юркина, Н.Г. Живаев

Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00775а)

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ

За последние годы в нашей стране произошли серьёзные изменения в экономической, социальной, и культурной жизни. В новых условиях, в которых оказалась современная Россия, всё больше и больше выпускников школ приходит к пониманию того, что от самоопределения, уровня их будущего образования, самооценки и собственных волевых усилий напрямую стало зависеть не только их благополучие как материальное, так и психологическое, но также и вся их дальнейшая жизнь, а значит и развитие общества в целом.

Проблема адаптации первокурсников к вузовской системе обучения является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее интересных и значимых. От успешности этого процесса зависит профессиональное и личностное развитие студентов.
Знание факторов вузовской адаптации и меры их влияния на ход данного процесса необходимы для прогнозирования хода адаптации и формирования процедур упреждающей профилактики и коррекции отклонений. То есть, это знание дает возможность управлять адаптацией студента в вузе, способствовать быстрому и эффективному его вхождению в новую среду на стадии начала обучения; влиять на усвоение профессиональных знаний, формирование навыков и умений; помогать в дидактических трудностях.

Иногородние студенты - особая категория студентов. Актуальность рассмотрения особенностей адаптации иногородних студентов вызвана стабильной тенденцией увеличения их числа среди обучающихся вузов. Данный качественный сдвиг состава студентов вызван, во-первых, переходом на Болонскую систему обучения, т.к. сократиться количество вузов и, во-вторых, тем, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается демографический кризис. При этом «демографическая яма» находится в диапазоне возрастов от 15 до 18 лет. То есть, это абитуриенты вузов наборов 2008-2011 годов. Данная ситуация приводит к тому, что у абитуриентов появляется возможность поступать в вузы, конкурс и качество отбора в которые ранее не позволяли этого сделать. Готовые к обучению в вузе абитуриенты из провинции поступают в университеты областных центров, часть - в центральные вузы страны; а старшеклассники областных центров становятся абитуриентами крупнейших вузов РФ. Таким образом, наблюдается значительная образовательная миграция населения, что подтверждается тем, что в 2008 году в ряде вузов число поступивших иногородних студентов превысило 50% (и более) от общего числа.

Такая ситуация требует от психологов проводить исследования по специфике иногородних студентов для дальнейшей выработки мер, направленных на плавное вхождение их в учебную деятельность, профессиональную подготовку и социальную сферу.

Задача по работе с иногородними студентами и адаптации их в вузе - одна из тех, которую решают психологические службы вузов. Практическая значимость данного исследования направлена именно на использование результатов данной структурой вуза или иным подразделением (деканаты, учебные отделы, соответствующие управления) университета в целях оптимизации процесса подготовки студентов и минимизации потерь при приспособлении.

В отличие от местных студентов, у которых фактически в привычной жизни с поступлением в вуз произошли незначительные изменения – социальные и бытовые условия остались прежними, изменилось лишь географическое месторасположение учебного заведения и система обучения, иногородние студенты оказываются «вырванными» из прежних социальных условий. Изменения происходят практически во всех сферах – меняется не только географическое месторасположение учебного заведения и система обучения, но и бытовые условия, и социальное окружение. Существует две основные стратегии поведения иногородних студентов. Первая заключается в том, что они все основные усилия и время направляют на процесс обучения и в нем самореализуются, находят друзей, поддержку. Вторая стратегия поведения основана на том, что иногородний студент, попав в незнакомый большой город, делает основной упор на сферу развлечений и социальных контактов, что естественно ведет к академической неуспеваемости и дезадаптации.

На основе анализа литературы мы пришли к заключению что цель нашего исследования состоит в изучении особенностей вузовской адаптации иногородних студентов.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Выявление различий в адаптированности, установление специфики взаимосвязей между показателями адаптированности, изучение структурных характеристик вузовской адаптированности местных и иногородних студентов по социальному, дидактическому и профессиональному компонентам.
2. Выявление различий в адаптированности, установление специфики взаимосвязей между показателями адаптированности, изучение структурных характеристик вузовской адаптированности местных и иногородних юношей и девушек по социальному, дидактическому и профессиональному компонентам.
3. Выявление различий в адаптированности, установление специфики взаимосвязей между показателями адаптированности, между местными и иногородними студентами по критериям разработанной нами анкеты по социальному, дидактическому и профессиональному компонентам.

Объект исследования: вузовская адаптация студентов.

Предмет: особенности адаптированности иногородних студентов в вузе.

В ходе исследования проверяется гипотеза, что иногородние студенты отличаются меньшей социальной адаптированностью, но имеют лучше сформированный профессиональный компонент вузовской адаптации

В исследовании приняли участие 262 студентов 1-го курса трех факультетов Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова: факультета психологии, факультета биологии и экологии, юридического факультета. Возраст испытуемых от 17 до 19 лет.
Использовались следующие методики: методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)», методика «Социально-психологическая адаптированность личности (СПА)», методика «Мотивация обучения в вузе (МОВ).

В ходе проведения исследования мы получили следующие статистически значимые данные различия адаптаптированности между иногородними и местными студентами.

Как можно видеть из таблица 1 между иногородними и местными студентами наблюдаются достоверные различия.

Исследование выявило различие между иногородними и местными студентами. Так установлено, что у иногородних студентов статистически достоверно выше самопринятие, чем у местных (Т=1.81; р<0.05). Также установлено, что у иногородних студентов на уровне тенденции выше потребность в знаниях и активные социальные контакты, чем у местных (р<0.1).

Иногородние студенты более адекватно оценивают свои способности, возможности. В отличие от местных студентов они менее ориентируется на мнение окружающих, так как для них это новое социальное окружение, к которому уровень доверия первоначально очень низок, поэтому они привыкли ориентироваться на сове мнение, оценку, вследствие этого принятие себя у иногородних студентов несколько выше, чем у местных студентов.

Более высокую мотивацию на стремление к приобретения новых знаний у иногородних студентов мы связываем с более серьезным отношением иногородних к образовательной сфере, так как они целенаправленно переехали в другой город ради приобретения новых знаний.
Одной из социальной потребностей человека является потребность в общении, защите и признании. У местных студентов эти потребности реализуются на прежнем социальном окружении. Иногородние студенты оказываются «вырванными» из прежнего социального окружения, поэтому для реализации этих потребностей стремятся к установлению благоприятных отношений с окружающими, чем и объясняется более высокий показатель по параметру активные социальные контакты.

Местные и иногородние студенты различаются также на структурном уровне, как видно из рисунка 1.

Структура адаптированности иногородних студентов существенно отличается. Фактически ней отсутствует ядро как таковое, в отличие от местных студентов, в структуре которых выделяется одно ядро. Базовым и системообразующим качеством стукруры иногородних студентов является мотивация на получение знаний, с ней положительно связано духовное удовлетворение (r=0.39; р<0.01) и значимость сферы увлечений (r=0.40; р<0.001). так же существует положительная связь между сохранением собственной индивидуальности и эмоциональным комфортом (r=0.20; р<0.05), в тоже время наблюдается отрицательная связь между мотивацией на овладение профессией и стремлением к высокому материальному положению (r=-0.28; р<0.05). у местных студентов можно говорить о наличии структуры адаптированности, которая базируется на мотивации на овладение профессией, чего нет у иногородних студентов, это мы связываем с адаптационным шоком первого года обучения.

Так же мы разделили студентов по половому признаку. Установлено, что между иногородними и местными девушками не существует статистически значимых различий. Но существуют различия на структурном уровне, как можно видеть из рисунка 2.

Между иногородними и местными юношами выявлен ряд различий. Как можно видеть из таблицы 2 между иногородними и местными юношами наблюдаются следующие достоверные различия.

Исследование выявило различие между иногородними и местными юношами. Так установлено, что у местных юношей статистически достоверно выше развитие себя и ниже собственный престиж, чем у иногородних (р<0.05). Также установлено, что у иногородних юношей на уровне тенденции выше принятие других, чем у местных (р<0.1).

Мы связываем малое развитие себя у иногородних юношей с трудностями, которые они испытывают в первый год обучения. Для них не является приоритетной важностью мнение окружающих о себе, самосовершенствование. На первый план у них выступают трудности бытового характера, которые они испытывают в первый год обучения. Местные же юноши не испытывают таких проблем, поэтому они имеют больше свободного времени на самосовершенствование. Также они постоянно получают объективные оценки от прежнего социального окружения, где им не надо показывать себя другим и добиваться признания, в отличии от иногородних юношей.

Иногородние юноши, «вырванные» из прежнего социального окружения, стремятся достичь признания, уважения, занять определенное положение в новом социальном окружении. Местные же юноши получают признание, уважение окружающих от прежнего социального окружения. Вследствие этого у иногородних юношей показатель по параметру собственный престиж выше, чем у местных юношей.
Между местными и иногородними юношами также существуют различия на структурном уровне, как можно видеть из рисунка 2.

Структура адаптированности местных и иногородних юношей и девушек существенно отличается. О наличии структуры мы можем говорить только про местных юношей и иногородних девушек, хотя у них структура базируется на отрицательных взаимосвязях. У местных девушек и иногородних юношей структура как таковая отсутствует. Это можно связать с тем фактом, что девушки являются более социально-адаптированными, чем юноши. Так же можно сказать, что иногородние девушки едут учиться в другой город более целенаправленно и мотивированно на получение знаний и овладение профессией, чем иногородние юноши, которые едут в другой город в основном не по причине учебы, а возможно по причине желания изменить социальный статус или получить отсрочку от армии.

Для местных юношей системообразующим качеством является мотивация на получение диплома. С ней положительно связано направленность на сферу обучения (r=0.58; р<0.001), на сферу общественной жизни (r=0.61; р<0.001), на сферу профессиональной жизни (r=0.43; р<0.05) и стремление к высокому материальному положению (r=0.51; р<0.01). То есть для них более важно получить высшее образование как таковое, нежели стать профессионалом в определенной сфере. При увеличении значимости сферы общественной жизни и обучения увеличивается мотивация на получение диплома. Для иногородних девушек базовым и системообразуюшим качеством является адаптированность. Этот фактор отрицательно связан с направленностью на сферу профессиональной жизни (r=-0.22; р<0.01), креативностью(r=-0.22; р<0.01) и стремлению к активным социальным контактам (r=-0.25; р<0.01).

По общему уровню адаптированности по параметру бытовых условий среди местных и иногородних статистически значимых различий нет, но существуют различия на структурном уровне, изучение этих различий – направление дальнейшего исследования.

По параметру проведения времени после занятий в университете студенты были разделены на две группы. Первая группа - те, кто тратит время на подготовку к занятиям и вторая группа те, кто тратит время на компьютер, просмотр телепередач, общение с друзьями, гуляние, чтение книг, спорт, то есть на развлечения.

Исследование выявило различие между студентами, которые время после занятий тратят на подготовку к занятиям – на учебу и теми, кто тратит время на развлечения Так установлено, что у тех студентов, которые тратят время на учебу статистически достоверно выше креативность, развитие себя, сфера семейной жизни (р<0.05), собственный престиж, сфера профессиональной жизни, сфера обучения, сфера общественной жизни (р<0.01), активные социальные контакты, достижения (р<0.001), чем у студентов, которые тратят время на развлечения. Также установлено, что у студентов, тратящих время на учебу на уровне тенденции выше сохранение собственной индивидуальности и сфера увлечений, чем у тех студентов, которые предпочитают тратить свободное время на развлечения (р<0.1).

У группы студентов, кто тратит свободное время после занятий в университете на учебу, естественно выше направленность на сферу профессиональной жизни и сферу обучения, для этой группы студентов приоритетом на данном этапе является получение образования, профессии, они самореализуются в этой сфере деятельности. Студенты, которые тратят свободное время на развлечения, могут самореализовываться не только в учебной сфере, но также в той сфере, на которую тратят свободное от занятий время. Так же для группы студентов, которая тратит время на подготовку к занятиям является важной положительная оценка окружающими их деятельности и благоприятные отношения с другими людьми. Такие люди ставят перед собой конкретную цель и стараются ее реализовать всеми усилиями. Они стараются показать близким и дорогим людям, что могут достигнуть высоких результатов, что естественно последним будет приятно.
Группу иногородних студентов мы разделили по параметру трудностей, которые они испытывали в новых бытовых условиях

Исследование выявило различие между иногородними студентами, которые испытывали большей степени бытовые трудности и которые испытывали больше нехватку денежных средств. Так установлено, что у иногородних студентов, которые испытывали бытовые трудности статистически достоверно выше сохранение собственной индивидуальности, чем у тех, кто испытывал трудности с деньгами (U=1.81, р<0.05). Также установлено, что у иногородних студентов, испытывающих трудности бытового плана на уровне тенденции выше овладение профессией, чем у тех, кто имел материальные трудности (р<0.1).

Студенты, которые имеют финансовые проблемы, менее мотивированны на овладение профессией, потому что для них на данном этапе обучения приоритетом является адаптация к новым условиям, которую затрудняют материальные трудности. И основные усилия своей деятельности они направляют на преодоление этих трудностей, которые присутствуют постоянно. По этой же причине у них ниже стремление к сохранению собственной индивидуальности, бытовые проблемы не являются первостепенными и их можно отложить на некоторое время, например, вместо приготовления пищи поесть в столовой или кафе, а финансовые проблемы могут быть причиной других трудностей и их решение для человека является первостепенным.

Так же иногородних студентов мы разделили по параметру наличие-отсутствие родственников, друзей, знакомых в г. Ярославль до поступления в университет, статистически значимых различий между этими группами нет, но есть статистические значимые различия на структурном уровне, изучение этих различий – направление нашего дальнейшего исследования в рамках данной темы.
Проблема адаптации первокурсников к вузовской системе обучения является одной из наиболее значимых в современной ситуации. От успешности этого процесса зависит профессиональное и личностное развитие студентов. Иногородние студенты - особая категория студентов. В отличие от местных студентов они оказываются в принципиально новых условиях, что естественно отражается на их адаптации к ВУЗовской системе обучения.

Иногородние студенты, с более адекватной мотивацией на обучение в вузе и получение желаемой профессии, несмотря на отставание в развитии социального компонента, лучше профессионально адаптированы. Данный факт поддается и прямому наблюдению: действительно, иногородние студенты лучше обучаются, быстрее трудоустраиваются и в целом более активны в выбранной сфере деятельности. И это объясняется именно тем фактом, что они приезжие. Местные студенты для поступления в вуз ориентируются не только на желаемую профессию, но и на близость университета к дому, простой интерес к данной отрасли знаний и т.д.

Такая ситуация требует от психологов проводить исследования по специфике адаптации иногородних студентов для дальнейшей выработки мер, направленных на плавное вхождение их в учебную деятельность, профессиональную подготовку и социальную сферу. Результаты показывают, насколько важно вести мониторинг за развитием ПВК иногородних студентов, и делать это осознано, учитывая их специфику.

Выводы
1. Иногородние студенты первого курса отличаются меньшей социальной и большей профессиональной адаптированностью, что является существенным различием. Также между ними наблюдаются различия на структурном уровне. Местные студенты имеют четко выраженную структуру, базовым и системообразующим качеством является мотивация на овладение профессией. У иногородних студентов структура как таковая отсутсвует.
2. Между иногородними и местными девушками не существует статистически значимых различий. Но существуют различия на структурном уровне, у местных девушек структура отсутствует как таковая. У иногородних девушек можно говорить о наличии структуры, но она базируется но отрицательных взаимосвязях, базовым и системообразующим качеством является адаптированность.
3. Местные юноши первого курса отличаются меньшей социальной и большей профессиональной адаптированностью, что является существенным различием с результатами по общей выборке. Также существуют различия на структурном уровне. Иногородние юноши не имеют структуры как таковой. У местных юношей мы можем говорить о наличии структуры, которая базируется на мотивации на получение диплома.
4. Студенты, тратящие время после учебы в университете на подготовку к занятиям имеют большую социальную, профессиональную, дидактическую адаптированность, чем студенты, которые тратят свободное время на компьютер, просмотр телепередач, общение с друзьями, гуляние, чтение книг, спорт, то есть на развлечения.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ

0

2

http://upload.bbfrm.ru/pixel/71a6ec06a1cfddb239184e76c8abdccd/1/Гость/inogorodnij_student/877960.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/378391ea3ec76ae48852d3a718642ecf/2/Гость/inogorodnij_student/877960.jpg

http://upload.bbfrm.ru/pixel/3e038289447d1d0b3f7fa0299edadfa3/3/Гость/inogorodnij_student/877960.jpg

0