ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ

Н.Г. Живаев, Е.В. Ремизова

Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект 08-06-00775а)

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ

Изучение  психологической защиты представляет собой теоретически и практически значимую проблему, исследование которой в последние годы значительно актуализировалось. Исследование этого вопроса дает возможность предсказать поведение человека в определенных ситуациях. Знание феномена психологической защиты, умение её диагностировать, является необходимым в психологическом консультировании, при оценке эффективности профессиональной деятельности, разработке систем обучения и воспитания и т.п. Определение конкретных форм психологической защиты служит отправным моментом в построении любой личностно-ориентированной терапии, в выборе основной психотерапевтической тактики. К  психологической защите обращаются для объяснения некоторых состояний психики и сознания, а также причин формирования тех или иных личностных черт.

Исследуя и обобщая накопленный в литературе теоретический и эмпирический материал мы установили, что структура психологической защиты состоит из следующих механизмов:  отрицание, подавление, интеллектуализация, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование, компенсация. В своем исследовании мы поставили следующие цели: изучить особенности механизмов психологической защиты у подростков; разработать опросник для диагностики одного из механизмов психологической защиты.

Данные цели мы реализовывали через решение следующих задач: провести эмпирическое исследование по изучению различий в структуре связей между механизмами защиты; выявить отличительные особенности  между основными компонентами структуры  механизмов психологической защиты. В качестве основной гипотезы мы использовали предположение о том, что женская и мужская подвыборка будут иметь существенные различия в связях между механизмами психологической защиты.

В нашем исследовании приняли участие 83 учащиеся 7-9 классов одной общеобразовательной средней школы г. Ярославля (38 девушек, 45 юношей).

Для изучения механизмов психологической защиты была использована методика определения жизненного стиля человека, сконструированная на основе теоретических исследований  Г. Келермана и  Р. Плутчика. Авторы-разработчики Романова Е.С., Гребенников Л.Р.
В проведенном нами исследовании обнаружились половые различия и сходства в связях между  механизмами психологической защиты, определяющими поведение подростка.

Различия средних значений по механизмам психологической защиты у мужчин и женщин говорят о том, что существуют значимые различия (р<0.001) по показателю реактивное образование, которое более  выражено у женской подвыборки, чем у мужской. Реактивное образование — это замена «Я» нежелательных тенден¬ций на прямо противоположные. Определенные социальные и внутри- личностные запреты на проявление некоторых чувств (например, мальчик боится прояв¬лять свою симпатию к девочке) приводят к формированию проти¬воположных тенденций — реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь — в ненависть и т. п. Развитие данного механизма защиты связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».

Значимыми являются различия в подавлении между мужской и женской подвыборками (р<0.01). У мужчин более выражена блокировка нежелательной информации при переходе ее из области восприятия в память или при переходе из памяти в сознание. Подавление обнаруживается в разорванности воспоминаний из общей картины прошлых событий, что-то оказывается запрещенным к восприятию. С точки зрения динамики, ведущую роль в подавлении играют этические мотивы. Чаще подавляются сексуальные побуждения, страхи, собственные слабости, агрессивные намерения против родителей и др. Например, страх одиночества. Как хорошо известно, общение со сверстниками в подростковом возрасте приобретает исключительную значимость. Подростки оказываются под сильным воздействием потребности в сверстнике, в чувстве «Мы», и у них может возникнуть страх одиночества. При возникновении этого страха подросток начинает комплексовать, испытывать чувство растерянности и тревоги. Сгладить возникшее ощущение помогает такой механизм как подавление.

Существуют  значимые различия (р<0.05) по показателю регрессия, выражено у женской подвыборки. Регрессия — перевод поведения в ранние, незрелые, детские формы. В этом случае часто можно наблюдать эгоистическое и безответственное поведение, когда допустимы и капризы, и истерики. Регрессия помогает подростку избавиться от внешнего и внутреннего напряжения в ситуации ущемления интересов. Как известно, в подростковом возрасте ведущее место занимает общение со сверстниками и взрослыми. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведет к «уходам» (регресс) из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Анализируя корреляционную матрицу взаимосвязей механизмов психологической защиты между мужчинами и женщинами мы обнаружили половое различие в формировании и функционировании  механизмов психологической защиты у подростков. У женской подвыборки присутствуют положительных связей между такими механизмами как компенсация и интеллектуализация (r=0,35; p<0,05), компенсация и реактивным образование (r=0,30; p<0,05), а у  мужской подвыборки таких связей не обнаружено. Это говорит о том, что механизм компенсации — онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный механизм психологической защиты, который развивается и используется, как правило, сознательно. Он предна¬значен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценно¬сти. Компенсация предполагает попытку исправления или нахож¬дения замены этой неполноценности. Интеллектуализация развивается в раннем подростковом воз¬расте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из бо¬язни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками. Этот механизм психологической защиты предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. «Я» может принимать меры безопасности против осознания социально нежелательных импульсов и влечений с помощью фор¬мирования противоположных реакций (реактивных образований).

Обратившись к сравнительному анализу качеств у мужчин и у женщин по их структурному весу  - наибольшему количеству связей высокого уровня значимости. Мы обнаружили, что базовыми качествами у мужчин являются регрессия (w=12), замещение (w=10) и проекция (w=7). У женщин - компенсация (w=15), проекция (w=15) и отрицание (w=11).  На основе того , что общим механизмом психологической защиты, присущим как мужчинам так и женщинам, является проекция. Мы разработали свой опросник, позволяющий диагностировать данный механизм, который состоит из 58 прямых утверждений В процедуру психометрической проверке  входило следующее: анализ пунктов теста, проверка надежности (надежности по устойчивости результатов, надежности по однородности), оценка валидности (критериальной и конструктной валидности), была проведена проверка на нормальность распределения, разработаны уровни выраженности данного механизма (высокий, средний, низкий).

В целом можно говорить о том, что в своей работе мы провели комплексное исследование механизмов психологической защиты, выявили основные механизмы, определяющее поведение подростка, разработали опросник для диагностики проекции, как одного из основных механизмов психологической защиты.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ