Взгляд на образование через систему противоположностей
А.Е. Смирнова
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №08-06-00775а
Во все времена образование представляло собой значимую ценность. Однако в некоторые периоды эта ценность становилась особенно приоритетной. При этом то, что в самом характере образования считалось наиболее существенным, претерпевало серьезные изменения. Более того, даже формулируемое в одинаковых понятиях требование к качеству образования могло иметь разнообразные цели.
Социальный конфликт между идеальным типом образованного человека, объективно требующимся современному обществу в аспекте его перспективного и позитивного развития, и конкретным образцом, востребуемым индивидом, выстраивающим стратегию собственной жизни в соответствии с конкретной социальной ситуацией – явление не новое. Этот конфликт отражает ценностные координаты разных уровней: макроуровня как уровня общества в целом и микроуровня как уровня личности.
Но не стоит забывать о том, что образование в целом и любое образовательное учреждение – это система, и любая система существует в неких противоположностях, и по первому закону диалектики основной закон развития - это единство и борьба противоположностей. Поэтому если мы говорим о системе, об организации, мы должны понимать, а в каких противоположностях она существует, потому что без противоположностей не существует организации. Без умения разбираться с тем, а что за противоположностями мы управляем, в каких противоположности живем и работаем, невозможно управлять системой и способствовать ее развитию, а так же развитию ее членов.
Компас трансформационного коучинга (по модели Питера Врице, Великобритания) представляет собой две основных противоположности для организации: некий смысл, предназначение – что-то внутреннее, постоянное, с одной стороны, а с другой стороны – контекст, изменчивая реальности, которая существует; вторая противоположность – ориентация на цель, на решение задач, с одной стороны и человеческий фактор и отношения, с другой.
Это модель эффективного развития системы образовательного учреждения и в отдельности личности каждого участника образовательного процесса. Первая противоположность: стабильность и изменения в образовательном учреждении. Под стабильностью мы понимаем высшее предназначение образовательного учреждения, миссию и стратегию, а так же образовательные планы и нормативы. Изменяющимся полюсом является социальная реальность и внешний контекст. Важно чтобы между противоположными были гармоничные отношения: важно чтоб стабильные стороны образовательного учреждения вписывались в изменяющийся контекст.
Вторая противоположность: ориентация на цель и на отношения. Так вот направленность на задачи и на действие – это когда мы управляем целями и способами достижения этих целей. На самом деле это достаточно эффективный подход, потому что он позволяет рассматривать человека как механизм в большой системе организации, в большой машине. Но этот механизм рассматривается с точки зрения функционала и с точки зрения винтика, и того, какие усилия может приложить конкретный человек, чтобы вся система работала. Направленность на отношения – это персонифицированный подход к каждой личности в образовательном учреждении с учетом индивидуальных особенностей.
Максимально эффективно образовательное учреждение развиваться в том случае если обе противоположности находятся в гармоничном и грамотном соотношении. Но чаще всего именно эти противоположности находятся в конфликтных взаимоотношениях. Этот конфликт находит отражение и в поведении людей в сфере образования, проявляющем ценностные установки населения в целом. Как же оценивается место института высшего образования в жизни современного человека? Будем исходить из того, что ценность образования вытекает из двух основных обстоятельств. Во-первых, из самого по себе удовлетворения от обладания им, связанного с тем, что знание отвечает на присущий всем людям импульс любознательности. Во-вторых, образование имеет существенную инструментальную ценность, помогающую в достижении других, более значимых для людей, ценностей.
Однако соотношение между этими двумя аспектами ценности образования – онтологической и инструментальной - может быть разным.
Сегодня самый популярный ракурс рассмотрения образования – это его роль в повышении конкурентоспособности: общества и личности. Вряд ли можно обнаружить здесь принципиальную новизну: еще Ф. Бэкон сказал: «знание - сила», где по смыслу и на самом деле сила – это «власть». Образование – интеллектуальный ресурс для модернизации общества и «лифт» для индивидуальной восходящей социальной мобильности.