ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Смирнова А.Е., Смирнов А.А.,
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова,
Ярославль

Работа выполнена при финансовой  поддержке РГНФ, проект  №08-06-00775а


Биографическая справка:
Смирнов Александр Александрович – к.пс.н., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
Смирнова Анна Евгеньевна – к.пс.н., сотрудник кафедры педагогики и педагогической психологии

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Основная социальная система современной цивилизации - это общество, в котором мы проживаем. От устойчивого, гармоничного развития общества зависит развитие всех других без исключения социальных систем. В последнее время значительно увеличилось количество миграций. В связи с этим общество постепенно становится многонациональным. Как следствие группы в образовательных учреждениях приобретают полиэтнический состав, и из-за этого появляются новые особенности у данных малых групп.

В своей работе мы рассматриваем этнические стереотипы в рамках образовательного учреждения, влияние национальности человека на межличностное взаимодействие, процессы этнической адаптации в образовательных учреждениях и нарушения адаптационных процессов (конфликты).

Рассматривая стереотипы, представленные участниками образовательного процесса, можно говорить о том, что наиболее позитивно оценивается русская национальность. На первых местах у русских стоят такие качества, как гостеприимство, дружелюбие, отзывчивость, патриотизм, трудолюбие, чувство юмора, разговорчивость. Отрицательные качества стоят преимущественно на последних местах. Также положительно оценивается украинская национальность: гостеприимство, трудолюбие, чувство юмора, разговорчивость. Очень сходны стереотипы «русского» и «украинца». По всей видимости, в силу того, что эти национальности наиболее близки и смешанны. Стереотип грузинской национальности в качестве наиболее распространенных содержит такие характеристики как чувство юмора и вспыльчивость. В стереотипе «еврея» наблюдается преобладание следующих качеств: пунктуальность, навязчивость, хитрость, а «татарина» - педантичность. Стереотип чеченской национальности по большей части описывается такими качествами: негостеприимные, недобрые, вспыльчивые, жадные, жестокие.

Этнические стереотипы у людей русской и не русской национальностей не отличаются за исключением позитивной оценки своей национальности. В этом случае испытуемый не русской национальности позитивно оценивал свою национальность и русскую национальность.
Рассматривая вопрос влияния национальности личности на восприятие данного индивида другими и на отношения его с другими людьми в группе.

В данном рассмотрении вопроса элементом социальной перцепции (т.е. восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.) является принятие себя в качестве члена группы образовательного учреждения. В процессе общения человек оценивает собеседника по различным параметрам, в том числе и по его принадлежности к какой-либо национальности.

Исследование, проведенное нами, направлено на выявление предпочтения общения с людьми какой-либо определенной национальности у учащихся образовательного учреждения в моноэтнической группе (национальность - русская), показало, что 55,3% опрашиваемых при знакомстве с человеком обращают внимание на его национальность, 33,2% говорят о том, что национальность собеседника влияет на характер и процесс их общения с данным человеком.

Другое исследование, направленное на изучение особенностей взаимодействия учащихся группы образовательного учреждения со смешанным этническим составом, показало связь социального статуса человека и национальности (принадлежности к «некоренному» этносу), члены группы «некоренного» этноса преимущественно занимают либо лидерские позиции, либо становятся «аутсайдерами».

Можно говорить о том, что социальный статус «нерусского» учащегося в группе напрямую связан со степенью многонациональной смешанности группы, и национальность учащегося влияет на общение его с людьми и на восприятие его другими индивидами, а также на процесс адаптации в образовательном учреждении.

Нарушение процесса адаптации (в том числе этнической) приводит к возникновению различных нарушений функционирования группы и конфликтам. В настоящее время встал вопрос о профилактике и разрешении конфликтов в различных социальных группах, в организациях, имеющих этнический характер. Одной из таких многонациональных социальных групп являются образовательные учреждения, где контингент обучающихся принадлежит к различным этническим группам. Такие общества несут в себе потенциальную опасность, т.к. своевременно не проведенная профилактика этнической агрессивности и запущенные этнические конфликты, которых в образовательной среде достаточно много, могут привести к закреплению негативных этнических стереотипов и повышенной этнической конфликтности. Нами было проведено исследование, связанное с разработкой и реализацией программы, направленной на решение данной проблемы. Исследование проводилось в образовательном учреждении, где лишь 40 % учеников являются представителями коренного (русского) населения, а остальные - представители разных этнических групп, в основном, выходцы с Кавказа.

Для разрешения возникшего в рамках образовательного учреждения этнического конфликта нами была проведена работа по разработке и реализации специальной программы. Информационной основой изучения конфликта служили данные психологического мониторинга. Протекание конфликта фиксировалось на основе различных документов и бесед с лицами, участвующими в конфликте или наблюдавшими его со стороны.

На основе собранного материала была предложена «Программа коррекционной работы с участниками конфликта, направленной на урегулирование конфликта». Коррекционная работа была направлена на урегулирование этнического конфликта, снятие этнической агрессивности, на повышение уровня осознанности и на формирование способности объективно оценивать сложившеюся ситуацию конфликта. Психологическое содержание при работе с группой составляло формирование конфликтологической компетентности участников.

В результате проведенной работы произошло разрешение конфликта, что было отражено на поведенческом уровне и отражено в экспертных оценках. Психологические исследования показали значимые изменения по ряду важных показателей в результате проведенной работы.
Поэтому при работе с учащимися в образовательном учреждении необходимо учитывать наряду с другими факторами национальную принадлежность учащегося. Также необходимо изучение межэтнических взаимоотношений в группах образовательных учреждений с перспективой выявления групп риска, склонных к этническим конфликтам.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ