СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ

Живаев Н.Г., Ремизова Е.В.
(ЯрГУ, Ярославль)


Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00775а)

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ

В современной психологической науке к понятию защиты обращаются исследователи, представляющие разные школы и направления. Однако термин «психологическая защита» уже давно вышел за пределы первоначального понимания, традиционно складывающегося в представлениях психоаналитической ориентации. Данный вопрос можно отнести к числу наиболее неоднозначных и дискуссионных в современной психологической науке.

Изучение  психологической защиты представляет собой теоретически и практически значимую проблему, исследование которой в последние годы значительно актуализировалось. В теоретическом плане исследование защитного поведения вносит вклад  в теорию личности и помогает объяснить её функционирование. Феномен психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности, в рамках которой он рассматривается как неотъемлемое и всепроникающее свойство индивида. Знание защитных механизмов, их комплексов, стратегий их использования в типичных фрустрирующих ситуациях совершенно необходимо для создания социальной психологии личности и для понимания путей адаптации личности к социальным условиям. В практическом плане исследование этого вопроса дает возможность предсказать поведение человека в определенных ситуациях. Знание феномена психологической защиты, умение её диагностировать, является необходимым в психологическом консультировании, при оценке эффективности профессиональной деятельности, разработке систем обучения и воспитания и т.п. Определение конкретных форм психологической защиты служит отправным моментом в построении любой личностно-ориентированной терапии, в выборе основной психотерапевтической тактики. К  психологической защите обращаются для объяснения некоторых состояний психики и сознания, а также причин формирования тех или иных личностных черт.

Исследуя и обобщая накопленный в литературе теоретический и эмпирический материал, мы установили, что структура психологической защиты представлена следующими механизмами:  отрицание, подавление, интеллектуализация, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование, компенсация. Поэтому в своем исследовании мы поставили следующую цель: изучить особенности механизмов психологической защиты у подростков; разработать опросник для диагностики одного из механизмов психологической защиты.

Данные цели мы реализовывали через следующие задачи: провести эмпирическое исследование по изучению различий в структуре связей между механизмами защиты; выявить отличительные особенности  между основными компонентами структуры  механизмов психологической защиты. В качестве основной гипотезы мы использовали предположение о том, что женская и мужская подвыборка будут иметь существенные различия в связях между механизмами психологической защиты.

В нашем исследовании приняли участие учащиеся 7-9 классов общеобразовательной средней школы г. Ярославля. Общий объем выборки составил 83 человека: 38 девушек и 45 юношей.

Для изучения механизмов психологической защиты была использована методика определения жизненного стиля человека, сконструированная на основе теоретических исследований  Г. Келермана и  Р. Плутчика. Авторы-разработчики: Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников.

В результате проведенного нами исследовании обнаружились половые различия и сходства в связях между  механизмами психологической защиты, определяющими поведение подростка. Различия средних значений по механизмам психологической защиты у мужчин и женщин говорят о том, что существуют значимые различия (р<0.001) по показателю реактивное образование, в большей мере выраженном у девушек. Реактивное образование - это замена «Я» нежелательных тенден¬ций на противоположные. Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, мальчик боится прояв¬лять свою симпатию к девочке) приводят к формированию проти¬воположных тенденций - реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь - в ненависть и т. п. Развитие данного механизма защиты связывают с окончатель¬ным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».

Значимыми являются различия в подавлении (р<0.01). У юношей более выражена блокировка нежелательной информации при переходе ее из области восприятия в память или при переходе из памяти в сознание. Подавление обнаруживается в разорванности воспоминаний из общей картины прошлых событий, что-то оказывается запрещенным к восприятию. С точки зрения динамики, ведущую роль в подавлении играют этические мотивы. Чаще подавляются сексуальные побуждения, страхи, собственные слабости, агрессивные намерения против родителей и др. Например, страх одиночества. Как хорошо известно, общение со сверстниками в подростковом возрасте приобретает исключительную значимость. Подростки оказываются под сильным воздействием потребности в сверстнике, в чувстве «Мы», и у них может возникнуть страх одиночества. При возникновении этого страха подросток проявляет комплексы, испытывает чувство растерянности и тревоги. Сгладить возникшее ощущение помогает такой механизм как подавление.

Существуют значимые различия (р<0.05) по выраженности механизма регрессии, который в большей мере развит у девушек. Регрессия — перевод поведения в ранние, незрелые, детские формы. В этом случае часто можно наблюдать эгоистическое и безответственное поведение, когда допустимы и капризы, и истерики. Регрессия помогает подростку избавиться от внешнего и внутреннего напряжения в ситуации ущемления интересов. Как известно, в подростковом возрасте ведущее место занимает общение со сверстниками и взрослыми. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведет к «уходам» (регресс) из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Анализируя корреляционную матрицу взаимосвязей механизмов психологической защиты между собой в группе юношей и девушек, мы обнаружили различие в формировании и функционировании  механизмов психологической защиты у подростков. Для девушек отмечены положительные связеи между такими механизмами как компенсация и интеллектуализация (r=0,35; p<0,05), компенсация и реактивным образование (r=0,30; p<0,05). Это говорит о том, что механизм компенсации - наиболее поздний онтогенетически и когнитивно сложный механизм психологической защиты, который развивается и используется, как правило, сознательно. Он предна¬значен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценно¬сти. Компенсация предполагает попытку исправления или нахож¬дения замены этой неполноценности. Интеллектуализация развивается в раннем подростковом воз¬расте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из бо¬язни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками. Этот механизм психологической защиты предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. «Я» может принимать меры безопасности против осознания социально нежелательных импульсов и влечений с помощью фор¬мирования противоположных реакций (реактивных образований).

Обратимся к сравнительному анализу качеств у юношей и у девушек по их структурному весу  - наибольшему количеству связей высокого уровня значимости. Мы обнаружили, что базовыми качествами у мужчин являются регрессия (w=12), замещение (w=10) и проекция (w=7). У женщин - компенсация (w=15), проекция (w=15) и отрицание (w=11).  На основе того, что общим механизмом психологической защиты, присущим как юношам так и девушкам, является проекция, мы разработали свой опросник, позволяющий диагностировать данный механизм. Опросник состоит из 58 прямых утверждений. В процедуру психометрической проверки входил анализ пунктов теста, проверка надежности (надежности по устойчивости результатов, надежности по однородности), оценка валидности (критериальной и конструктной валидности). Также была проведена проверка на нормальность распределения, разработаны уровни выраженности данного механизма (высокий, средний, низкий).

Таким образом, в своей работе мы провели комплексное исследование механизмов психологической защиты, выявили основные механизмы, определяющее поведение подростка, разработали опросник для диагностики проекции, как одного из основных механизмов психологической защиты.

Список литературы:

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Институт Психотерапии, 2002.
Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты генезис. Функционирование. Диагностика М.: Талант, 1996.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: АН Армянской ССР, 1988. - С. 125 - 126.
Демина Л.Д., И.А. Ральникова. Психическое здоровье и защитные механизмы личности, Изд-во Алтайского государственного университета, 2000.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ