ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИРОВАННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ

Н.Г. Живаев, Е.В. Зобкова
(ЯрГУ, Ярославль)

Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00775а)

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИРОВАННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ

Актуальность исследования. Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в ВУЗе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. От ее успешности зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

На начальном этапе обучения студенты испытывают значительные сложности в учебно-познавательной деятельности, требующие сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентации на педагогическую профессию. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании позитивного образа - «Я». Создание благоприятных психолого-педагогических и социальных условий для преодоления студентами ВУЗа трудностей адаптации в обозначенный период обеспечивают единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности.
Под адаптацией в широком смысле понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. В контексте целей обучения в ВУЗе адаптация первокурсника представляет процесс его интегрирования в студенчество, как социальную и предпрофессиональную группу и означает принятие ее норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

Вместе с тем, анализ теории и практики свидетельствуют о том, что недостаточно изученной остается воздействие игровых форм на повышение адаптации первокурсников в ВУЗе. Разработанная программа деловой игры (игровой формы совместной деятельности) может быть полезна в работе преподавателя при решении проблем дезадаптации первокурсников.

Деловые игры – эффективный и широко распространенный метод решения производственных, учебных и исследовательских задач. Это специфическая учебная форма подготовки специалистов, форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, а также моделирования системы отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре заложены отношения сотрудничества, при условии равнозначности ролей, предусматривается отработка деловых отношений.

Цель исследования: выявление влияния игровых форм совместной деятельности на успешную адаптацию студентов-первокурсников.
Задачи исследования состояли в изучении теоретических источников по проблеме исследования, разработке деловой игры для повышения адаптированности первокурсников, ее апробации на практике; а также в разработке опросника для студентов первого курса на выявление уровня адаптированности, определение его эффективности и надежности, и проведение исследования на примере экспериментальной и контрольной групп.

Объект исследования: адаптированность студентов-первокурсников в вузе. Предмет исследования: влияние деловой игры на повышение  адаптированности студентов-первокурсников.

В качестве гипотезы выступало предположение, что игровые формы совместной деятельности (в частности, деловая игра) влияют на адаптированность студентов-первокурсников: после их проведения повышается ее уровень.
Деловая игра, разработанная для повышения адаптированности студентов первого курса, была построена на основе методических указаний профессора С.М. Кашапова. Для диагностики уровня адаптированности использовалась авторская методика, а также многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.

В качестве базы для исследования был выбран Ярославский Государственный Университет им. П.Г.Демидова, психологический факультет. Было выделено 2 группы: экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек).

Этапы и процедуры исследования:
1. Замер перед экспериментом. За три недели до деловой игры было проведено исследование описанным выше диагностическим комплексом для выявления уровня адаптированности студентов-первокурсников (экспериментальная и контрольная группы).
2. Замер после эксперимента. После проведения деловой игры проведен повторный замер с применением вышеуказанных методик.
3. Отсроченный замер. Через тир недели после проведения деловой игры проведено измерение адаптированности в обеих группах.

Для обработки данных была использована программа Statistica 6.0.
Деловая игра заключалась проигрывании решения задачи создания условия для повышения посещаемости студентов на психологическом факультете в ВУЗе N, а также повышении их мотивации к работе по специальности. Микропоследовательность состояла из этапов: введение, определение общего направления, действие и оценка игрового цикла.
В игре были представлены следующие роли с заданными моделями поведения: представители психологических центров, которые заинтересованы в притоке новых квалифицированных кадров; представители учебной части, которая следит за расписанием, посещаемостью; представители отдела по внеучебной работе.

Результаты диагностики показывают рост адаптированности студентов по проведении деловой игры: после игры выросла социальная адаптированность студентов, общая адаптированность, а также возросла нервно-психическая устойчивость студентов: из табл. 1 видно, что произошли значимые сдвиги по четырем шкалам. При этом значимых сдвигов показателей в контрольной группе не обнаружено.
Отсроченный замер показал сохранение эффекта (табл. 2) в отношении показателей адаптированности. Данный факт говорит нам об эффективности деловой игры как средства управления адаптацией студентов первого курса и повышения их адаптированности.
Указанный эффект справедлив и в отношении адаптированности до игры и во время отсроченного замера (табл. 3)
Данные утверждения подтверждается при сравнении данных экспериментальной и контрольной групп. В контрольной группе за экспериментальный промежуток времени достоверных сдвигов не произошло: до деловой игры с экспериментальной группой, после нее и через три недели различий по показателям адаптированности не отмечено.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что игровые формы совместной деятельности (деловая игра) влияют на уровень адаптированности студентов-первокурсников, а именно повышают ее.

Список литературы:
1. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. – М.: МНИИПУ, 1989 – 288 с.
2. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / Ин-т "Открытое о-во", Междунар. акад. психол. наук, Яросл. регион. отд-ние РПО. - М.; Ярославль: Ремдер, 2003. - 182 с
3. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: Профиздат, 1991. - 80 c.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИРОВАННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ