ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ И  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Шибанкова Д.Д., Живаев Н.Г.
(ЯрГУ, Ярославль)

Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00775а)

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ И  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В настоящее время в сложившейся социально-экономической ситуации возрос интерес к проблеме преодолевающего поведения. Увеличение количества критических, стрессовых и проблемных ситуаций требует изучения общих и индивидуальных способов их решения. Под стрессом понимают ситуацию высоких требований и ограниченных ресурсов (Муздыбаев, 1998). Постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы называются совладающим, или копинг-поведением (Lasarus, Folkman, 1984). Большинство исследований копинг-поведения направлено на изучение его связи с особенностями субъекта: личностными, половозрастными, социальными и т.п. Исследования таких крупных ученых, как Л. И. Анцыферова, С. К. Нартова-Бочавер, Д. Терри и других показали, что это направление продуктивно и перспективно (Анцыферова, 1994; Нартова-Бочавер, 1997; Terry, 1994). Наше исследование не выходит за рамки этой тенденции: оно направлено на поиск взаимосвязи между предпочитаемым типом совладающего поведения и профессиональными предпочтениями субъекта. Под профессиональным предпочтением мы понимаем интерес человека к определенному виду профессиональной деятельности, выражающийся в превосходящей по сравнению с другими ее положительной оценке.

Цель данного исследования – обнаружение такой взаимосвязи – была подразделена на следующие задачи: поиск общей закономерности, а также тенденций в группах, разделенных по половому признаку.

В исследовании участвовало 44 ученика 11 классов двух школ г. Ярославля, среди них 18 юношей и 26 девушек. Предпочтение было отдано именно 11 классу по следующим причинам. Во-первых, в силу того, что одной из главных движущих сил их активности в этом возрасте является профессиональное самоопределение, профессиональное предпочтение может стать фактором, определяющим и другие стороны поведения. Во-вторых, проводя исследование в школах, гораздо проще формировать группы по профессиональным предпочтениям. В университете собираются люди со смежными профессиональными предпочтениями, таким образом, здесь сильное влияние оказывает социальная ситуация и мнение большинства.

Участникам исследования было предложено заполнить 2 опросника: дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО) и копинг тест Лазаруса и Фолкмана (КТ, Lasarus, Folkman, 1984). Эксперимент проводился групповым методом, и стимульный материал зачитывался.

Обработка результатов проводилась в несколько этапов. На первом этапе была составлена матрица интеркорреляций по шкалам КТ и ДДО, определена сила и значимость связей между предпочитаемыми стратегиями совладающего поведения и профессиональными предпочтениями. Для расчета корреляции применялся критерий Пирсона. Затем были рассмотрены значимые различия в группах, сформированных по половому признаку. На третьем этапе были составлены интеркорреляционные матрицы в группах девушек и юношей». Для расчета корреляции применялся критерий Спирмена.

Нормальное распределение рассчитывалось путем применения критерия Колмогорова. Ниже представлены таблицы, отражающие результат исследования взаимосвязей показателей шкал для общей группы и для групп молодых людей и девушек. Уровень значимости – p<0,05.
В результате исследования мы получили результаты, позволяющие выделить некоторые закономерности, суть которых отражена ниже. Эти данные не позволяют определить детерминанту связи, однако отражают уровень значимости связей и их направленность.

На этапе обработки результатов по всей выборке (коэффициент корреляции Пирсона) была обнаружена связь между предпочтением дистанцирования в качестве копинг-стратегии и профессии типа «человек-природа» (r=0.34; p<0.05) (см. табл.1). Мы связываем это с тем, что проблемы, появляющиеся в этой сфере профессиональной деятельности чаще связаны с неблагоприятными внешними факторами, чем с ошибками человека, работающего в этой сфере. Например, болезни растений и животных и неурожаи, скорее связаны с неблагоприятными климатическими условиями, эпидемиями, жизнедеятельностью бактерий и паразитов, чем с переизбытком токсинов или отсутствием ухода. Поскольку для юношей или девушек, выбирающих сферу человек-природа, уход за растениями и животными является одной из наиболее релевантных сфер интересов, критические ситуации здесь важнее решить. Набираясь опыта, человек склонен переносить его и на другие ситуации, отсюда дистанцирование в качестве предпочитаемой стратегии: «проблема вызвана не мной, а другими обстоятельствами».
Люди, проявляющие самоконтроль в критических ситуациях, склонны выбирать профессии типа «человек-художественный образ» (r=0,37; p<0,05), предпочитающие профессии «человек-техника», наоборот, не склонны к самоконтролю (r=-0,29; p<0,05) (см. табл.1). Объяснение этому можно найти в степени автоматизированности навыка людей той или иной профессии. Если для людей, работающих в сфере техники, важно единично выработать навык, который в дальнейшем успешно применяется, и не требует самоконтроля, то людям творческих профессий необходимо постоянно контролировать свои действия, поскольку они редко повторяются и каждый раз обладают своим, оригинальным оттенком.

Также, для субъектов, предпочитающих профессии «человек художественный образ» свойственно принятие ответственности (r=0,33, p<0,05) и положительная переоценка (r=0,34; p<0,05) (см. табл.1) в качестве копинг-стратегий. Люди творческого склада более склонны к положительной переоценке, поскольку у них не возникает затруднений креативно и нетривиально подойти к проблеме и интерпретировать ее на свой лад. Такие люди принимают ответственность, поскольку в их профессиональной деятельности практически отсутствуют интерферирующие внешние факторы. К ошибкам приводит неадекватное использование функциональных средств. Отсюда понимание, что проблема была вызвана ошибками субъекта, а не внешними факторами.

Чем более субъект склонен выбирать профессию типа «человек-человек», чем больше в его поведении преобладают дистанцирование (r=0,26; p<0,05), поиск социальной поддержки (r=0,35; p<0,05) и положительная переоценка ситуации (r=0,28; p<0,05) (см. табл.1) как стратегии преодолевающего поведения. Склонность к поиску социальной поддержки объясняется высоким уровнем коммуникабельности таких людей. С поиском социальной поддержки связано и дистанцирование: человек не только использует социум как источник информации, но и подчас может переложить ответственность за решение проблемы на другого человека. Однако, несмотря на то, что усилия по решению проблемы принимает другой человек, проблема по прежнему относится к дистанцирующему субъекту, она приносит ему эмоциональные страдания. Чтобы ограничить себя от эмоциональных переживаний, необходимо применить стратегию положительной переоценки.

Половые различия в предпочтении тех ли иных копинг-стратегий также подтверждают приведенную интерпретацию. В результате обработки данных было обнаружено, что для девушек более характерны дистанцирование и самоконтроль (p<0,05), в то же время, они же выбирают профессии типа «человек-природа» (p<0,01) и «человек художественный образ» (p<0,01) чаще, чем молодые люди. Как мы выяснили раньше, дистанцирование связано с профессиями типа «человек-природа», а самоконтроль – с профессиями типа «человек художественный образ». Поэтому в некоторой степени результаты, полученные по общей выборке, можно объяснить половыми различиями в копинг-поведении.
Кроме того, девушки, выбирающие профессии типа «человек-природа» и «человек-человек», не склонны к проявлению конфронтационного копинга (ρ=-0,34; p<0,05) (см. табл.2). Это связано с тем, что девушки более склонны выбирать эмоционально-ориентированный копинг, в то время как конфронтационный копинг – стиль, направленный на решение проблемы, подчас агрессивными, исторически «мужскими» методами.
Молодые люди, предпочитающие профессии типа «человек-знаковый образ», склонны к положительной переоценке ситуации (ρ=0,46; p<0,05) (см. табл.3). Здесь мы выдвинули следующую гипотезу: у молодых людей более аналитический ум, поэтому для них, особенно предпочитающих такой тип профессии, не составляет труда подогнать результаты, перестроить статистику в соответствии с желаемым, так сказать, «положительно переоценить» ситуацию. Ту же самую подгонку они делают и в критических ситуациях.

Кроме того, основная масса связей падает на группу девушек, в то время как в группе молодых людей связей очень мало. Возможно, это связано с тем, что связь между копинг-поведением и профессиональными предпочтениями больше выражена у девушек. Видимо, для девушек данная область более значима, и более связана с критическими ситуациями, чем для молодых людей, которые относятся к выбору будущей профессии нейтрально.

Таким образом, нами была обнаружена связь между стратегиями совладающего поведения и профессиональными предпочтениями старшеклассников. Также были выявлены закономерности распределения этих связей по половому признаку. Однако нет данных о том, что является детерминантой этой связи: копинг-поведение, профессиональные предпочтения, или некий третий фактор или даже группа факторов. Перспектива дальнейшего исследования заключается в поиске этой детерминанты.

Список литературы:

Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.:МПСИ: Флинта, 2002.
Климов Е. А. Психология профессионала. – М., Воронеж, 1996.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.
Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997.
Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y., 1984.

Полная версия доклада (с таблицами, графиками и др.), pdf: ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ И  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ